Всегда с большим удовольствием пишу о великих ученых, которые внесли заметный вклад в лингвистику. Но сегодня хочу написать о человеке, известном не как лингвист, а как этнограф, историк и философ. Это создатель собственной теории этногенеза – то есть теории того, как зарождаются, живут и исчезают с лица земли народы. Велик его вклад в востоковедение, так как в круг его интересов входили жизнь, история, культура кочевых народов, проживающих на территории России, тогда еще СССР, и сопредельных государств – Китая и Монголии. Я говорю о Льве Николаевиче Гумилеве.
Родители Льва Гумилева – знаменитые поэты Серебряного века Николай Гумилев и Анна Ахматова. Отец его постоянно путешествовал, бывал и в Африке, и во многих странах. Был расстрелян красноармейцами после революции. А Анна Ахматова утверждала, что имеет татарские корни. Отсюда, наверное, страсть Льва Гумилева к путешествиям и особый интерес к кочевым народам.
Время было непростое, и дважды Лев Гумилев был репрессирован. Второй раз он отбывал срок в течение десяти лет. Однако он все равно продолжил заниматься наукой и впоследствии стал доктором исторических наук, профессором Ленинградского государственного университета.
Этот ученый заложил идеи евразийства, которые только сейчас начинают осознаваться нашим (я имею в виду российским) обществом.
Русские люди долго считали (некоторые и сейчас так думают), что Россия – это как бы окраина Европы, а соответственно идентифицировали себя с европейцами. В то время как сами европейцы всегда считали и считают Россию Азией, а русских не вполне европейцами, скорее азиатами. В странах Азии, возможно, некоторые российские регионы и народы считают азиатскими, но самих русских точно относят к европейцам. К чему я говорю? К тому, что русских по факту не принимают за своих ни европейцы, ни азиаты.
Еще хочу напомнить про вечный российский спор между западниками и славянофилами. Первые говорили (и говорят, спор продолжается уже несколько столетий), что, выбирая модель развития, русские должны ориентироваться на Европу, а другие – жить собственным умом, объединяясь с другими славянами. Однако и те, и другие долго игнорировали присутствие других народов на территории России, не принимали во внимание их вклад ни в русскую культуру, ни в общественное устройство, ни в государственно строительство.
А Гумилев говорил о России (и ближайших странах) как об особой, евразийской цивилизации, о собственном, ни на кого не похожем, месте России в мире и ее особом пути развития, как раз основываясь на исторической близости и единстве русского и других народов, особенно кочевых (тюркских и монгольских), тысячелетиями проживающих в центре Евразии.
Конечно, не он изобрел идею евразийства. Подобные мысли высказывали Петр Савицкий, Николай Трубецкой и Владимир Вернадский еще в начале XX века. Однако Лев Гумилев существенно ее развил.
Многие идеи Гумилева кажутся чрезвычайно актуальными в наши дни.
В частности, он объяснил причины существующего в мире европоцентризма. Он говорил, что европейцы по своему характеру эгоцентристы. Им свойственно превозносить свои народы над другими. Евразийцы, в том числе и русские, более коллективисты и в принципе не считают один народ лучше другого.
Так же он предложил объяснение того факта, почему евразийцы не смешиваются с европейцами. Он считал, что причина этого в том, что русский народ сформировался на 500 лет позже романо-германского и усвоить западный образ мысли может только насильно (ой, ой, тут, кажется, я не совсем согласна. Вам не кажется, что молодое поколение очень даже легко усваивает западный образ мыслей без всякого насилия?).
Говоря о евразийстве, Гумилев сознательно не касался политики, государственного устройства и религии, сводя свои изыскания только к географии и этнографии, что делает его учение универсальным.
В его трактовке исторических событий много спорных моментов. Много дискуссий вызывает его теория пассионарности (теория этногенеза). Западные коллеги в основном его труды не признают. Однако в Казахстане давно приняли идеи Гумилева. В России имеется много последователей, однако в целом все-таки сомневаются.
Но время показывает, что в действительности только в союзе друг с другом русские, тюркские, монгольские и многие другие народы в центре Евразии могут оставаться сами собой, а наши страны – процветать.
Похожие статьи:
Плюсы и минусы книги "Аз и я" Олжаса Сулейменова
#этнография #народы россии #история #культура