Найти тему
Artemisia Studio

«Вот опять солнце, но останется ли оно на этот раз?» письма Клода Моне из Лондона

Оглавление

Клод Моне известен своими повторяющимися сюжетами, которые, однако, демонстрируют нам разные состояния природы, погоды и времени суток. Ни одна его картина не похожа на другую.

Можно сколь угодно восхищаться ими, но какая трудная работа стоит за картинами? На это могут пролить свет, например, письма художника к жене из Лондона, где он работал над зарисовками здания Парламента с террасы госпиталя Святого Томаса.

17 февраля, суббота 1900

«Сегодня выдался хороший рабочий день, несмотря на непрекращающийся дождь, который помешал съездить в больницу, к моему великому сожалению, потому что то, что я там начал, чудесно пишется и гораздо интереснее того, что я делал в Савойе.

Во всяком случае, иду я уверенно, хотя это очень тяжело, поскольку ни один день не похож на другой: вчера было солнце с великолепным туманом и прекрасным закатом; сегодня же дождь и мга такая, что я пишу тебе при [электрическом] свете в четыре часа дня, хотя вчера мог работать при дневном свете почти 6 часов».

Вестминстерский дворец. Солнце светит сквозь туман, 1904. Музей Орсе
Вестминстерский дворец. Солнце светит сквозь туман, 1904. Музей Орсе

26 февраля, понедельник 1900

«Сегодня рано утром был просто необыкновенный туман, совершенно жёлтый; я думаю, что не так плохо смог выразить это; на самом деле это всегда красиво, но так изменчиво, что мне приходится начинать много полотен моста Ватерлоо и здания Парламента. Я также вернулся к некоторым полотнам с первой поездки, худшим из них. До этого момента я работал в основном в больнице, приходя туда в 4 часа дня. Увы, туман рассеиваться не думает, и я боюсь, что мое утро будет потрачено впустую...

Однако, вот опять солнце, но останется ли оно на этот раз?»

Вестминстерский дворец (эффект тумана), 1903–4. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вестминстерский дворец (эффект тумана), 1903–4. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

4 марта, воскресенье 1900

«Я усиленно работаю, хотя сегодня утром я действительно решил, что погода совсем переменилась; когда я встал, то с ужасом обнаружил, что туман исчез, не было даже струйки тумана: я упал ничком и решил, что всем моим картинам конец, но мало-помалу огни зажглись и дымка вернулась. Я воспользовался случаем заехать в Челси, чтобы увидеть Сарджента, который хотел продемонстрировать мне портрет и узнать мое мнение... Я вернулся обратно в 11 и застал мою обычную погоду со всеми моими обычными переменами: дела движутся, но время тоже идет, и меня это очень беспокоит».

Вестминстерский дворец, 1904. Музей кайзера Вильгельма
Вестминстерский дворец, 1904. Музей кайзера Вильгельма

среда 7 и пятница 9 марта, 1900

«...до сих порт никакого намёка на солнце, ни просвета, что неприятно: есть куча вещей, с которыми я работать не могу. Это позор, потому что время идет, солнце тоже, и к в день, когда оно в конце-концов выйдет, оно не будет на том же месте. Это плохо в особенности для моих больничных картин. Я уверен, что оно уже сместилось, и не будет там, где я наметил его...

Сегодня здесь чудно, и для разнообразия выглянуло солнце. Как я и предполагал, оно находится далеко от места, где я мечтал его изобразить спускающимся в огромный огненный шар позади парламента: что ж, об этой идее мне придется забыть...»

Вестминстерский дворец, 1900. Институт искусств Чикаго
Вестминстерский дворец, 1900. Институт искусств Чикаго

18 марта, воскресенье 1900

«Сегодня был день ужасной схватки, и она не прекратится, пока я не уйду. Только мне нужно больше холстов: нет другого способа сделать что-либо, кроме как иметь разные полотна для любой погоды, во всех видах гармонии, это реальный способ закончить все то, что начато, особенно когда ожидаешь найти те же самые эффекты: вот что приводить к таким ужасным трансформациям, которые хуже, чем бесполезны.

Как видишь, мне не хватает энтузиазма, ибо у меня есть около 65 полотен, залитых цветом, и мне нужно еще больше — эта страна из разряда вон: так что мне придется заказать еще. Какой счет я получу от Лешертье!»

Вестминстерский дворец, 1903. Музей Бруклина
Вестминстерский дворец, 1903. Музей Бруклина

3 февраля, воскресенье 1901

«К 9 часам я уже работал над четырьмя холстами, хотя, встав в 6, я думал, что день выдастся ужасным. Как всегда в воскресенье тумана не было и в помине, день был неимоверно ясный: восход был такой ослепительный, что нельзя было на него смотреть. Темза лилась чистым золотом. Боже, это было прекрасно, что я с неистовством принялся за работу, следуя за солнцем и его блеском на воде. Тем временем на кухне зажгли огонь; и дым от них затмил обзор, потом пришли тучи, и т.д...

2.30 по полудню. Не могу передать, какой у меня был фантастический день. Такие замечательные вещи, но даже пяти минут не хватит, чтобы свести тебя с ума. Нет, для художника нет более необыкновенной страны. Сейчас темно, и мне пришлось включить свет, чтобы записать тебе свои ощущения».

Вестминстерский дворец, 1904
Вестминстерский дворец, 1904

Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

#artemisiaживопись #живопись #искусство #культура #картины #клодмоне #моне #история #письма #художник