Найти тему
Memento mori

Уничтоженный некрополь Новодевичьего монастыря. Часть 1

Вроде и пишу о разном, но исторические события столь тесно переплетены, что тянутся ниточки от одного события к другому. Так и тут. Великий Московский князь Василий III в 1524 году основал Новодевичий ставропигиальный женский монастырь в честь очередного возвращения города Смоленска в состав русских земель.

Первые две сотни лет своей истории монастырь играл роль тюрьмы для женщин царского рода. А начал "традицию" тот самый Василий III. Женился князь на Соломонии Сабуровой, выбрав ее из 500 девиц на смотринах. Но долгожданного сына жена так и не принесла. Князь даже братьям жениться запрещал до появления собственного наследника - а вдруг кто отберет насиженное место? Но тщетно прождал двадцать лет, после чего решил, что пора бы и поискать новую жену.

В 1525 году Соломонию постригли в Рождественском монастыре и нарекли именем София, а ее последние годы жизни прошли в Суздале. Василий III тем временем скоренько женился на Елене Глинской, которая и принесла ему долгожданного сына. Будущего Ивана Грозного.

Ну, Новодевичий монастырь тем временем достроили, и понеслася. В смысле том, что Василий III наглядно продемонстрировал: да, так можно было. И даже лишил сана митрополита, который осмелился возражать. Кто-то селился в обители добровольно, как, например, Ирина Годунова, вдова последнего царя из рода Рюриковичей - Федора I Иоанновича. Кто-то - не слишком добровольно: Петр I именно туда сослал сестру свою старшую Софью на насильственный постриг. Да еще и ее сторонников приказал повесить под окнами кельи, для наглядного примера. Кстати, снаружи на башне, где была заточена Софья, вот уже многие годы люди пишут свои пожелания - есть поверье, что они сбудутся, если их написать именно там. Недавно была - все закрасили. Но думаю, они опять появятся.

В монастыре доживала свои дни и опальная первая жена Петра - Евдокия Лопухина. Не буду всех перечислять, это будет слишком уныло. Важно то, что за царями потянулись и дворянские, купеческие семьи во множестве. Удобно же: вроде и неугодную женщину сослали, а вроде и в престижное место. Хотя, повторюсь, многие уходили и добровольно.

После революции земли и сбережения монастыря были конфискованы, благотворительные учреждения закрыты, а в кельях поселились рабочие. В 1922 году монастырь был упразднен, и новые власти создали на территории Музей раскрепощения женщины (интересный факт, учитывая историю места). Забегая вперед, - лишь в 1994 году монастырь вернулся к своей нормальной жизни под руководством игумении Серафимы.

Однако давайте наконец перейдем к тому, ради чего мы тут все собрались. Смоленский собор монастыря с момента постройки в 1524г. стал служить усыпальницей для особо знатных особ. Там Грозный похоронил дочь Анну, там же упокоились его сноха Елена Шереметева, и несчастная царевна Софья, и дочери Алексея Михайловича, и Евдокия Лопухина... Потихоньку хоронили и на территории, и естественно не только женщин. Особенно после указа 1771 года - монастырь находился в то время за пределами города, а значит, под указ не подпадал.

К концу XIX века на территории насчитывалось 2811 захоронений, и места для новых категорически не оставалось. В 1898 году власти приняли решение отвести под некрополь участок за южной стеной монастыря - нынешнее Новодевичье кладбище, которое уже при большевиках стало вторым по элитарности местом после захоронений у Кремлевской стены.

В 1930е, в процессе ликвидации монастырских кладбищ, от первоначальных почти 3000 надгробий на территории осталась жалкая сотня. Были утрачены захоронения многие известных людей - генерала С.С. Апраксина, тестя Пушкина Н.А. Гончарова, декабриста С.Д. Нечаева, героя войны 1812 года Д.В. Давыдова, и прочая, и прочая, и прочая.

Надгробия в то время просто свалили в кучу, и каждый мог выбрать себе какое-нибудь для дальнейшего применения по назначению где-нибудь в другом месте. На освобожденных территориях разбили огороды и устроили выпас домашней живности.

Всего 16 захоронений перенесли за стену, на Новодевичье кладбище, в числе которых и могилу Чехова. И то об этом позаботилась его вдова, Ольга Леонардовна Книппер.
Кстати, новые власти не запрещали перезахоранивать родственников при разорении монастырского некрополя. Но вспомним - дворянские, боярские семьи... Кто в здравом уме после революции пошел бы заявлять, что хотел бы перенести прах например отца, какого-нибудь князя? Поэтому - да, перенесли всего 16 захоронений.

В 1934 году Музей раскрепощения женщины закрылся, и на территории обосновался филиал Исторического музея. Это спасло остатки некрополя. Историки определяли по памяти, по архивным документам места захоронений и ставили памятники. Обратите внимание на фотографии - сколь много восстановленных на них надгробий. К сожалению, практически все они не на своих местах. Но благодаря историкам что-то осталось до наших дней.

Сохранившееся надгробие первой игуменьи монастыря - преподобной схимонахини Елены (Девочкиной), 1547 год. По одной из версий, название монастыря произошло от ее фамилии.

Надгробие первой игуменьи монастыря Елены
Надгробие первой игуменьи монастыря Елены

Памятный знак около надгробия игуменьи и еще немного надгробий:

А напоследок приведу стихотворение Блока, написанное в 1903 году у могил Соловьевых. Там похоронен известный русский историк Соловьев Сергей Михайлович. Рядом были похоронены все трое его детей. В том числе сын Михаил, который скончался в 1903 году от последствий пневмонии, с супругой, которая застрелилась через 2 минуты после смерти мужа.

*****

У забытых могил пробивалась трава.
Мы забыли вчера…И забыли слова…
     И настала кругом тишина…

Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,
Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
     Разве сердце Твое - не весна?

Только здесь и дышать, у подножья могил,
Где когда-то я нежные песни сложил
     О свиданьи, быть может, с Тобой.

Где впервые в мои восковые черты
Отдаленною жизнью повеяла Ты,
Пробиваясь могильной травой.

А. Блок