Найти тему
ПРО ФСЁ !

"Элитный" студенческий стройотряд или как зарабатывали "бешеные" деньги в СССР в начале восьмидесятых (из трех частей, часть вторая)

Часть вторая

Начало истории можно прочитать здесь - Часть первая

Нас внесли в официальный список студенческого стройотряда (ССО) Сургут с оговоркой, что мы наипервейшие в резерве. Тогда мы и подумать не могли о той же мафии, как и на разгрузке вагонов.

Короче говоря, в конце июня мы с вещами и с запасом по 1.5 кг чеснока и 4 кг репчатого лука (требование к ССО от цинги) приехали в аэропорт Домодедово на поздний вечерний рейс до Сургута.

Вот там-то мы и удивились составу ССО - не меньше трети человек были явно не студентами и далеко не из нашего МАМИ! Произошла раздача билетов и мы реально оказались двумя лишними! Разбор полётов с прожжённым командиром сначала не дал никаких результатов и тут нам тупо повезло. Рядом формировался и грузился похожий стройотряд из Бауманки и там видимо был представитель Стройотрядов из министерства. Он сам подошёл к нашему командиру и к нам двоим, за 5 минут выяснил, понял обстановку и отозвав нас в сторонку пообещал, что через три дня мы уже будем полноценными бойцами отряда по возведению ГРЭС-2 в Сургуте, намекнув на нераспространении инцидента.

До сих пор помню проведённую ночь под крыльями самолета ИЛ -18 в аэропорту "Домодедово", не успели на последнюю электричку. Хорошо хоть тёплые вещи были, прохладно на земле под чистым небом).
Через пару дней действительно пришла официальная телеграмма с вызовом на двоих в Сургут за свой счёт и гарантией возврата денег за самолёт. Эпопея добывания авиабилетов в то время была тем ещё квестом, но всё получилось и опоздав всего на три дня, долетели до Сургута и через 4 часа поисков своих, были оформлены бойцами стройотряда, не рассорившись с командованием.

Мне тогда было 19, напарнику 20. Вечером разместили в палатку с диким количеством комаров и мошки. У всех уже были сделаны пологи из марли над кроватями, а нам пришлось полночи искать проволоку для каркаса и марлю. Размеры комаров были для нас первым изумлением. То ли они были пострадавшими от радиации, но поймав одного из них в руку, ноги комара свисали ниже кулака и он всем своим видом очень вопросительно крутил пальцем у своего виска, типа ты чего удумал? Реально, они были огромные и жадные до нашей крови. Печатал на этом канале воспоминания деда о Дальнем Востоке - он их описывал почти что так, а пожалуй ещё похлеще!

-2

Прямо на следующий день, сдав обязательные чеснок и лук на кухню отряда, попали на первый завтрак. Не помню точно чем кормили, но народ уже вовсю ел манку с луком вприкуску. Через пару дней уже и мы не мыслили завтрак, обед и ужин без лука и чеснока, дабы не ослабить здоровье и по стадному принципу.

Как ещё не уставших и бодрых, нас отправили на распиловку шпал под подкрановые пути на невысокую насыпную гору, где стояла бытовка одного из наблюдателей из руководства. Заволокли на эту гору сотни полторы не новых целиковых шпал, сильно пропитанных креозотом (от гниения древесины). Выдали пару двуручных пил и напильник для их заточки. Пару дней мы честно корячились без продыху с весьма скромными результатами, даже не одевая масок. Нас часто проверяли, придраться было не к чему - работали почти без перекуров, но дали понять, что такими темпами коммунизм не построим и норму мы не выполням'с! На третий день наши рожи обгорели от креозота и начали облезать струпьями, спасла от более тяжких последствий только сильно продуваемая гора. Конечно никаких лазаретов, только мазь на лица и вперёд товарищи бойцы-студенты.

Прикинув студенческим разумом по поиску "халявы", изъяли ночью километрах в трёх бензопилу "Дружба", договорившись со сторожем склада и с отложенным платежом).

Как раз к этому времени нам дали ещё одного бойца, ни на что негодного ботаника. Он и был определён наблюдателем за начальством, дабы оно не усекло применение передовых механических приспособлений для ускорения процесса. Бытовка рядом с нами была тоже подкуплена обещаниями о нераспространении случаев пьянства местного руководства и приписке рейсов самосвалов.

Дела быстро пошли в гору гораздо выше самой горки, где мы пилили и дня три мы спокойно выполняли план до обеда. Счастье продлилось недолго, наблюдатель-ботаник проспал явление начальства и засекли нашу дружбу с "Дружбой" по полной. Подумали, вот и заработали, сейчас прям и отправят ещё и поездом домой. На наше счастье с нашим начальством был и местный начальник, который расчехвостил наших за ручные пилы и задержку работ. А нас двоих вообще взял под своё крыло и поставил нас на отдельную сдельную оплату. Выдавал объём работ, а как его выполнить, решали мы сами и всё это шло в стройотрядовскую копилку. Буквально за полтора дня покончили со шпалами ( дней на 5 раньше срока) и послали нас уже и класть эти самые полушпалки и дальше на них укладывать рельсы.

Если можете себе представить, длина манёвра козлового крана была примерно метров 500 с гаком, а ширина между опорами 30 метров с плюсом. С утра с прорабом поставили вешки и уже к концу следующего дня местность площадью 16000 кв. м. ( по моим прикидкам) была готова к у кладке подкрановых путей. Вот там автор первый раз увидел японскую технику в действии. Komatsu высотой метров пять и габаритами танка Т-34 практически в одиночку забабахал всю эту территорию, меняя только ковши, барабаны для трамбовки и ещё что-то там, при этом работало два водителя круглосуточно и самое поразительное - звук выхлопа! Как будто небольшой мопед едет, ну иногда в горку. Была ещё пара отечественных грейдеров, на фоне японца - ни о чём, к сожалению. Мы даже застали издалека техобслуживание ярко жёлтого трактора такого же цвета техничкой. Не поленились, подходили близко (все-таки студенты машиностроители) и просто впадали в шок от культурности происходящего. Всё чинно, благородно, как в больничке! Старые жидкости сливались в ёмкости технички, а новые из отдельной ёмкости моментально закачивались в этого гиганта. При нас вваривали три сломанных зуба в ковш, в течение всего часа. А когда к нам спустился небожитель-водила этого чуда и рассказал про кондиционер, климат, подогрев сидения и прочее в кабине, мы прибыли в состояние шока!) Мужик этот, как-то проникся к нам и в дальнейшем выручал нас своим чудо японцем.

Как раз в эту пару дней, когда Камацу готовил нам площадку под пути, нас определили на заливку бетона самой ГРЭС-2. Растаскивали виброрейкой с утра до ночи, да ещё штамповали рейсы водителям и выдавали талоны на солярку. Конечно были приписки, но буквально единичные и то, водители грузили больше положенного. Да и мы с прицелом на дальнейшее сотрудничество перезнакомились со многими, чем потом и пользовались.

Ну и наконец то начался сам процесс укладки. Пару дней с нами был обучающий и направляющий человек, а дальше только сами. Знакомства с водителями позволяло нам не выгружать полушпалки в начале площадки, а по нашей просьбе и дружбе они равномерно разгружались по длине будущих путей, сберегая наше молодые силы и ускоряя процесс стройки. Мы тащили только одну ветку на эти 500 м с гаком, другую делали вахтовики, естественно скидок на студентов никто не делал и мы рвали когти, от этого и зарплата зависела.

Не помню уже всё до мелочей, шпалы как-то уложили и работу приняли. Дальше началась укладка рельсов, тоже не новых и кое-где кривоватых), сказано было - для крана сойдёт! Вот рельсы-то разгрузили без нас ночью и в самом начале путей. Вот где мы намыкались по полной! Без опыта и сноровки просто даже перекатить одну тяжеленую железяку сначала было пыткой. За два дня уложили всего 4 штуки и пошли гулять по стройке, чтобы найти или подсмотреть, как это делается. Где-то раздобыли бинокль и увидели вдалеке ремонт таких путей. После этого работа пошла. Спокойно уже вдвоём ломами "катили" рельсу на полушпалки и тот Камацу подмог нам растащить их боле-менее равномерно по длине путей за полчаса и рельсы уже лежали на полушпалах. Оставалось только прибить костылями рельсы к шпалам через подложенные металлические подкладки. Снова пришлось учиться новой работе, благо на полдня привезли будущего машиниста этого крана и он только на словах успел нам растолковать, что к чему.

К нашему удивлению нас усилили ... плотником с заготовками длинных ручек для ж/д молотков, буквально выкинув его на ходу из проезжающей вахтовки. Полупьяный дядечка, с видимо вечным перегаром только ухмыльнулся на нас и завалился спать. Ну так нам не до него поначалу. Начали пробовать забивать по 4 костыля на каждую полушпалу. На том работа и встала, сразу переломали все молотки, так как костыль надо забивать под углом через рельсу и без навыка почти все удары кувалд попадали в рельсу и ломались как спички. Вот тут то и пришлось приводить в чувство этого плотника, причём он наотрез отказался работать и советовать на сухую. Благо у знакомых водил одолжили живую воду и тряся ею перед носом, как морковкой перед ослом заставили горе плотника починить нам все молотки-кувалды и показать технику ударов по костылям. Без его 2-х часового практикума и по 50 грамм каждые полчаса для поддержания его связной речи и координации движений, мы бы вряд ли бы быстро осилили эти вроде нехитрые правила. Отдам должное плотнику, замечательный оказался человек, жаль что пьющий. Починив, показав как быстро и правильно забивать костыли, как менять ручки у молотков забрал остатки горячей и впал снова в нирвану до приезда забравшей его обратно вахтовки.

Дальше мы уже сами, вчетвером погнали метраж, забивая костыли и сбалчивая рельсы между собой. Скажу Вам одно, работёнка адская и даже приноровившись, практически с одного удара загонять костыль, к концу дня всё одно и промахиваешься и ломаешь ручку. Поочерёдно плотничали, пока другие загоняли костыли. Ударно справились и с этим и уже ждали закрытия нарядов, как нас огорошили, что без подсыпки и трамбовки щебня пути приняты не будут. Что делать, пришлось и это пройти. Выглядит это примерно так - приезжают самосвалы и вываливают через каждые 3-4 метра 4 куба прямо на рельсу и нам надо эти горы растащить совковой лопатой равномерно вдоль полушпал и между ними.

Первый день мы честно бились вручную и каждый растащил максимум две кучи крупного щебня, еле наутро добрели до места работы. И опять нас выручил водитель Камацу. По рации вызвал специальный небольшой трактор с разрезом в скребке под рельсу и за день весь щебень был на положенном месте, причём идеально ровно. Случайно приехавший, курировавший нас начальник уже и не удивился и из личных денег дал нам червонец, чтобы расплатиться с уже уехавшим трактористом. Пообещав премию, уболтал нас на трамбовку этого гравия. Вот были же на стройке реальные пацаны! Уже на следующий день приволокли мини паровоз, умеющий ездить по одной колее с мощным компрессором и спец. инструментом для трамбовки щебня. Все предыдущие работы показались нам просто разминкой! Молодые, ещё не вошедшие в мужскую силу студентики, весили почти одинаково с этими прыгающими монстрами. Три дня мы колошматили под дикий громкий рёв компрессора и паровоза проклятый щебень под шпалы и рядом. При этом за нами уже закрепили будущего машиниста и он не только не давал нам спуска, но и следил за работой каждого и если что не так, заставлял переделывать на совесть, ведь ему на высоте почти 10 м ездить по этим путям с грузом и его жизнь была ему дороже наших умираний!

Продолжение следует...

Начало истории можно прочитать здесь - Часть первая

Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 😀

ИНТЕРЕСНОЕ НА КАНАЛЕ:

"Элитный" студенческий стройотряд или как зарабатывали "бешеные" деньги в СССР в начале восьмидесятых (из трех частей, часть первая)

Заработать на мотоцикл Ява в СССР в начале 80-х за 2 месяца студенту института - миф или реальность?

Из пепла в Яву превращаясь. Часть первая

Из пепла в Яву превращаясь. Часть вторая

Из пепла в Яву превращаясь. Часть третья

Байкер 80-х. Сено вместо камеры. Часть первая

Байкер 80-х. Сено вместо камеры. Часть вторая

СССР
2461 интересуется