Найти в Дзене
StopGame - Об играх интересно

Как японские ужасы стали самыми страшными, часть 2

Оглавление

Начали мы с малоизвестных проектов, выпущенных для японского рынка. Но хорроры, равно как и вся индустрия, не стояли на месте: даже в столь специфическом формате должны были появиться хиты мирового уровня. И они появились. Речь, конечно, про легендарный хардкорный платформер Ghosts 'n Goblins от компании Capcom.

Бурные 1980-е

В игре парочка за каким-то чёртом устроила пикник среди могил. Ничем хорошим это, разумеется, не кончилось. Из-под земли вылезли демоны, скелеты, зомби, а ещё разрывающая гузно сложность, но об этой игре в интернете уже многое сказано. А другой «кладбищенский» проект с великолепным названием Gegege no Kitaro Youkai Daimakyou уже не так известен общественности. Здесь герой — мальчик Китаро, последний представитель Призрачного племени. Он одноглазый, он ёкай, он рождён прямо на погосте, а теперь странствует по миру и бьётся со злобными созданиями из японской мифологии.

Как игра, это привычный платформер, без выделяющихся элементов, много не расскажешь, а вот про героя можно целое расследование делать, поскольку игра сделана по мотивам манги «Китаро с кладбища». Там одного только аниме на 500 с лишним серий, и новые выходят до сих пор. В Америке, кстати, проект издан под названием Ninja Kid и вообще избавлен от связей с бумажным первоисточником.

Для простоты сложим хоррор-платформеры 1986 года в один штабель. В Ghost House надо в старом доме убивать восстающих из гробов вампиров. В Youkai Yashiki мы в роли мальчика исследуем заброшенный особняк, собираем в нём секреты и дерёмся против всяких японских мифических созданий при помощи своего ручного фонарика, прямо как в Alan Wake. Через год игру портировали с MSX на Famicom, перерисовав графику и немного переделав геймплей.

С Seikima 2: Akuma no Gyakushuu вообще забавная история, да и сама игра скорее стёбная, чем страшная. На самом деле это не сиквел, хотя и не совсем та же ситуация, что была с «Дюной 2». Есть реально существующая хэви-метал группа Seikima 2, которая с переменным успехом выступает до сих пор. По амплуа это японская KISS, а у KISS, вдруг кто помнит, есть собственная игра Psycho Circus.

Так вот, у Seikima 2 тоже была своя аркада, только сделали её на 14 лет раньше. По сюжету участники группы — это демоны, которые должны подчинить музыкой мир, дать грандиозный концерт во имя Сатаны, а затем настанет апокалипсис. Богу Зевсу это не очень нравится: он решает похитить всех членов ансамбля и спрятать их в различных местах и даже мирах. Мы же в роли вокалиста, единственного не попавшего в западню, должны всех найти, раздобыть инструменты и отжечь-таки на сцене.

-2

Ну и, конечно, в том же году вышла первая Castlevania, но про неё вы и так много знаете. Лучше обратим внимание на Genpei Touma Den, историю про погибшего самурая, который вернулся из мира мёртвых, чтобы воевать со злобными созданиями. Примечательно, что игра сочетает в себе разные виды геймплея: первый — это платформер, похожий на ранние части Ninja Gaiden, второй — что-то в духе Batman Forever с «Сеги», а третий — изометрический top-downэкшен. Кроме того, здесь есть ещё и глобальная карта с возможностью прийти к финалу различными путями.

Нырнём теперь в 1987 год. Который тоже встречает нас волной аркадных ужасов, начиная с Shadow Land, где даже зомби с наростами на головах и утопленники с кровью у ртов всё равно выглядят по-детски мило, и заканчивая зубодробительным экшеном Alien Syndrom, визуально напоминающем работы Гигера.

Mashou no Yakata: Goblin ещё и по фильму сделана, а именно по «Дому» 1986-го — в Японии он назывался Goblin. Кино рассказывало историю о ветеране Вьетнамской войны, который решает стать писателем. Однако тени прошлого по-прежнему нависают над ним и преследуют его в ночных кошмарах. Жена бросила, сын пропал без вести, а тётя повесилась в собственном доме, который в результате по наследству переходит главному герою. События игры как раз и происходят по большей части в этом здании, которое по канонам жанра кишит крысами, летучими мышами и монстрами. Игрок должен пройти все этажи, сразиться с боссами и спасти своего пропавшего сына.

-3

Вот только дом не обычный, а напичканный дырами, с помощью которых можно перемещаться между измерениями. А ещё у героя случаются те самые всеми любимые вьетнамские флэшбэки — вот эти с Джонни и гуками на деревьях, и надо прорываться вперёд через поле боя, а под конец победить своего погибшего и воскресшего боевого товарища, который, собственно, сына-то и похитил.

И напоследок история про физика Доктора Хаоса, что проводил эксперименты в своём особняке. Ему удалось добиться успеха в изучении межпространственных порталов, однако в какой-то момент он исчез. Заподозрив неладное, родной брат отправляется на поиски пропавшего учёного и обнаруживает, что его дом населён опасными тварями. С виду это обычный платформер, но не всё так очевидно. Ведь герой, идя в особняк, не подозревал, что ему придётся столкнуться со всякой нечистью, поэтому оружие с собой он не взял. Его надо искать в комнатах, осматривая предметы от первого лица и волнуясь, что какая-нибудь тварь может внезапно ворваться из-за двери. А благодаря тем самым порталам, которые в результате экспериментов открылись по всему дому, разработчики смогли разнообразить декорации, перемещая действие то в подземную пещеру, то в джунгли, то вообще под воду.

-4

Замените все эти порталы на лабораторию — и получится Resident Evil в миниатюре. Пускай менее атмосферная и более задорная. Короче, вы в принципе должны были уже понять, какие аркады и платформеры были у японцев в то время. Тем более, что на следующий год, в 1988-м, вышла Splatterhouse, а это уже весьма известная серия.

Ролевой хоррор

Как видим, существовали либо игры, которые предлагали продуманную историю, атмосферное визуальное и музыкальное сопровождение, но почти без геймплея, либо развлечения с одним абзацем текста и оформленные в стиле ужасов. Тут бы задаться вопросом, неужели нельзя объединить эти два элемента? На самом деле разработчики тоже об этом думали. И явным третьим трендом японских хорроров можно назвать тактические и ролевые игры.

-5

Первой из таких была The Screamer 1985 года, выпущенная на платформе PC-8801. В отличие от остальных RPG тех времён, в качестве сеттинга было выбрано не типичное магическое фэнтези, а что-то похожее на «Кулак Северной звезды» или «Акиру». То есть будущее, постапокалипсис и бандитский панк. В единственном сохранившемся городе назрели серьёзные проблемы. Всеми структурами в нём управляет суперкомпьютер, расположенный в огромном подземном комплексе. До поры до времени всё шло нормально, а затем он заглючил — и теперь его надо как-то отключить. Проблема только в том, что он этого не хочет, поэтому активирует охранные системы, а в коридорах, где нет никаких турелей, вполне могут обитать органические недоброжелатели. Тех, кто всё-таки решается отправиться на эту опасную миссию, называют Крикунами, или Скримерами.

Это полноценный ролевой проект, который чётко разграничивается на два этапа, подготовительный и боевой. Сперва герой в городе закупается оружием, бронёй и полезными припасами, по необходимости лечится или идёт в бар, чтобы раздобыть полезную информацию. Там можно встретить и других Скримеров, которые с вами конкурируют, но не прочь обменяться какими-нибудь предметами. А уж потом наступает момент, когда надо спускаться под город.

-6

Тут-то и начинается хоррор. Мы одни в замкнутом пространстве, впереди опасности, поджидающие за каждым углом. Нет места, чтобы перевести дух, а в комплексе полно ловушек, ям, электрических полов, вращающихся панелей, тёмных и задымлённых участков. И ещё больше обитателей: охранных дронов, реанимированных тел бывших Скримеров, мутировавших червей, гигантских пожирателей, ящеров, пауков, инсектоидов, шипастых тигров.

Если вы подумали, что раз это японская RPG, то и драки здесь пошаговые, но нет. Экшена в них больше: появляется дополнительный экранчик, где в правом углу сидит герой, а слева идёт или просто стреляет тот противник что встретился на пути. Игроку необходимо ставить щит от летящих вражеских снарядов и посылать свои в ответ. Плохо, когда тварь приближается вплотную и начинает бить — двигаться никак нельзя и защититься в ближнем бою тоже. Стычки снимаются на специальную камеру, которую выдают всем Крикунам.

После очередной успешной вылазки надо сдать записанный на неё материал и получить взамен денежное вознаграждение, зависящее от боевых подвигов. После чего можно купить новую экипировку и подлечиться от полученных ран. Чтобы опять отправиться в опасные коридоры подземного комплекса, из которых можно и не вернуться, ведь в случае смерти героя файл с сохранением удаляется: последнее, что останется на память от погибшего Скримера — это его душераздирающий крик.

-7

Следующий необычный хоррор показал себя только два года спустя. В 1987-м для платформы PC-8801 вышла Produce. Это один из первых реверсивных ужасов, причём весьма жуткий. Даже сегодня у него очень мало аналогов, потому что это ужасы и тактика в одной коробке. Не поняли? Объясняем. По сюжету у нас тут классический любовный треугольник. Парень Тоширо любит девочку Саяко, но ей он не очень интересен, и она проявляет интерес к Гилберту, что выводит Тоширо из себя. Было бы банально, если бы все четверо не обладали экстрасенсорными способностями. Да, четверо, ведь есть ещё Тина, но она не особо принимает участия в любовных разборках.

В отличие от древней могучей силы, что живёт в заброшенном особняке, ненависть Тоширо к сопернику настолько велика, что была услышана чудовищем, и оно предложило пареньку сделку. Если он заманит своих товарищей на шестой этаж дома, то получит свою возлюбленную в награду — для постоянного использования. Наивный пацан, ведомый гормонами, соглашается на это условие и тут начинается игра. А фокус в том, что здесь вы выступаете в роли Тоширо, который благодаря вновь обретённой силе может смотреть одновременно из глаз всех трех своих жертв. На вызов полноценных монстров он не способен, но создать их проекции, преграждающие проходы и пугающие несчастных ребят, — вполне.

-8

Вот этим и надо заниматься. Игрок может выбирать место появления монстра, конкретное время и тип твари, коих тут аж три десятка разных форм и расцветок. Эффективность каждого монстра зависит от этажа и того, с кем из ребят он сталкивается. Детки, кстати, вполне могут дать отпор, ведь они экстрасенсы, тем не менее это не делает их бесстрашными. От пережитого ужаса у них вполне может не выдержать сердце — и для вас это неприемлемо. А если Тоширо не успевает довести их до шестого этажа перед рассветом, то всё, Game Over. Ребята убегут из дома — тоже конец, закончится сила призыва монстров — ну вы поняли. Зато при достижении цели та самая сущность щедро вас наградит, выполнив своё обещание и отдав возлюбленную.

Приз, как несложно догадаться, с подвохом: нам показывают, как по обнажённому телу Саяко разрастаются не то щупальца, не то вены. Такого ли финала желал Тоширо? А вы? Согласитесь, даже концепция этой игры звучит жутко, а уж её финал точно оставляет неприятный осадок.