Найти тему
СЛОВА И МУЗЫКА

Три картины на один сюжет "Борей и Орифия"

Борей - античный бог ледяного северного ветра. В жилище Борея вечно царят мрак и холод, почти, как в могиле.

Борей добивается руки Орифии, дочери афинского царя Эрехтея, но уговоры и просьбы не помогают и он получает отказ, тогда, не долго думая, Борей похищает царевну и берет ее силой. От этого союза Орифия производит на свет двух крылатых близнецов - Зета и Калаида, будущих аргонавтов.

Правда, еще древние греки знали любовное похищение, как один из видов смерти. Смерть в античности воспринималась, как брак с божеством смерти.

Известно изречение древнего снотолкователя и гадателя Артемидора из Эфеса: «Если больному снится брачное соединение с богом или богиней, то это означает смерть».

Как тут не вспомнить похищение Персефоны Аидом, богом подземного царства или распространенный в славянских волшебных сказках мотив похищения девушки змеем.

Перед нами картина знаменитого фламандца Питера Пауля Рубенса «Борей похищает Орифию» (1620)

В соответствии с традициями барокко мы видим две очень телесные, массивные фигуры, заполняющие собой все пространство картины в динамичной, контрастной, насыщенной палитре.

Седой, старый, но могучий Борей, как персонификация Зимы с огромными черными крыльями крепко держит на весу Орифию, которая страстно пытается вырваться из его железных объятий.

Мы видим отчаянную борьбу двух тяжелых, мускулистых тел, искаженные лица главных героев и при этом четырех веселых Амурчиков, играющих в снежки.

Ну а теперь перенесемся на 150 лет вперед во Францию эпохи расцвета рококо.

Франсуа Буше «Борей и Орифия» 1769

-2

Персонажей на картине почти вдвое больше, чем у Рубенса, но при этом возникает ощущение необычайной легкости, прозрачности и хрупкости.

Борей молод и прекрасен. С белым крылом, как у ангела, он увлекает ввысь Орифию, сидящую на невесомом, мягком облаке, как на троне, который поддерживают очаровательные Амурчики.

Рококо считают почти синонимом эротизма, но у Буше Орифия одета, в отличие от Рубенса, где героиня полностью обнажена.

Орифия Буше лишь кокетливо оголила ножку чуть выше колена и показала белоснежно-фарфоровое глубокое декольте. Ее бледное, кукольное лицо печально, но при этом она широко раскидывает руки, как будто хочет обнять весь мир.

И на закуску, современные «Борей и Орифия», работа итальянского художника Эди Бранколини, 2005

-3

Как видим, Борей уже не страшный чернокрылый старик и не молодой белокрылый красавец, а некий мужчина с экзотической внешностью, с кожей холодного, синеватого цвета, с черными, вьющимися волосами, плавно перетекающими в черное облако, напоминающее извержение вулкана на заднем плане.

Сразу вспоминается песня из «Бриллиантовой руки». «И грозовые тучи кружатся над вулканом страстей»

При этом современная Орифия откровенно получает удовольствие от, напомню, овладения ею силой. Одной рукой еще крепче притягивая к себе Борея, а другую руку откинув в сладостном наслаждении.

читайте больше в моем жж: https://baba-yaga2.livejournal.com/1501.html