("Спайдерхед", Spiderhead, 2022, США)
Как, помнится, замечал я в обзоре на "Советника" Ридли Скотта: даже творцам стомиллионных и выше блокбастеров хочется порой выгрести у себя из карманов всю мелочь и, швырнув ее на стол, ни в чем себе не отказывать. То есть пойти и снять что-нибудь этакое, не в угоду хрустителям попкорна, а чисто для себя, от души и в удовольствие. Нечто без размаха, но со смыслом. То, что хрустители ожидаемо не поймут и начнут потом бранить любимого режиссера на всех интернет-углах.
После громкого майско-июньского успеха сиквела "Топ Гана" ("Топ Ган: Мэверик", 7-кратные на сегодня кассовые сборы) Джозеф Косински тоже имеет полное право закрепиться в высшей лиге Голливуда. Что он, в общем-то, пытался упорно сделать все 2010-е - "Трон: Наследие", "Обливион", "Дело храбрых", - да только финансовые достижения у первых двух его лент были скромными, а третья и вовсе понесла одни убытки.
Как бы то ни было, но классику "самолетного" боевика 80-х от Тони Скотта Джозеф не только не посрамил, но и неожиданно метнул ей вдогонку мелкий бонус для Netflix - "Спайдерхед". Где в третий раз подряд у Косински снялся в главной роли Майлз Теллер, а также отметился крупнокалиберный звездун Крис Хемсворт (хотя после его недавней роли-шутки в "Перехвате" я больше ничему не удивлюсь).
И что же широкая народная общественность? Как она отреагировала на столь внезапный подарок от нового экшен-маэстро?
Да как обычно: скорчила кислые физиономии и айда выражать своё авторитетное "Фи!" среднепаршивыми рейтингами на IMDb и Кинопоиске (5,5 там и там).
Впрочем, на то она и общественность, чтобы собраться в кучу и дружно что-нибудь охаять. Тогда как на поверку "Спайдерхед" - вполне себе приятная социально-психологическая фантастика. С незамысловатой, но по сей день не устаревшей моралью и подчеркнуто ироничной атмосферой, пусть даже в ней хватает сцен, над которыми уже не посмеешься.
Надо только перед просмотром фильма быть готовым к одному: почти всё время его герои проведут в бетонных стенах научной лаборатории со спартанским антуражем (см. первый скриншот). Болтая между собой, участвуя в экспериментах и лишь изредка высовывая нос наружу - на живописную природу океанского острова, - либо погружаясь в воспоминания о своем прошлом.
И только в развязке сюжет ускорится и станет боевым, но до нее, чую, досидит не каждый зритель. Особенно тот, для кого "усидчивость" - раздражающее слово еще со школы.
Спайдерхед - это не фрагмент анатомии Человека-Паука, как могут подумать некоторые, а лишь название частного научно-исправительного учреждения, расположенного на уединенном острове где-то в океане. Принадлежит оно молодому амбициозному ученому Стиву (Хеймсворт), работающему над одним медицинским проектом и мечтающему о Нобелевской премии. Ну а зеки заменяют ему подопытных белых мышей, поскольку мыши для опытов Стива, к сожалению, не подходили.
Изучал же он специфическую науку: управление человеческими эмоциями с помощью "продвинутых" химических препаратов. К примеру, вот вы ненавидите кого-нибудь или он попросту вам отвратителен. Однако вы впрыснули себе в кровь пару "кубиков" стивенова препарата - и через полминуты уже стоите на коленях перед объектом вашей ненависти, объясняясь ему в вечной любви и обожании до гроба. Да так искренне, что Станиславский носу не подточит.
Именно эти инъекции тестируют на себе Джефф (Теллер) и прочие добровольцы-уголовники, получающие в награду за издевательства над своей психикой курортно-санаторный режим проживания - в границах Спайдерхеда, разумеется. Где, как это и бывает в таком кино, однажды всё пойдет не по плану и рухнет в тартарары.
Но - не сразу, поэтому где-то час с небольшим из 106 минут, что длится картина, вам придется наблюдать за работой Стивена и за тем, как "колбасит" его подопытных. А также слушать много философских разговоров об этичности/неэтичности всего "вот этого вот", узнавая попутно, кто за что сидит и кого как вштыривает местная химия.
***
В общем, как я и сказал: эту свою ленту по одноименному рассказу Джорджа Сондерса Джозеф Косински снимал не для штурма кассовых олимпов и хит-парадов Netflix.
"Спайдерхед" - спокойная (до своей экшенистой развязки) фантастика, где никто никуда не торопится, а занимается самокопанием и моделированием всевозможных психологических ситуаций. Что, конечно, выглядело бы занудно, кабы это делалось всерьез и без иронии. Но, к счастью, ее тут достаточно, чтобы большинство любителей камерной "небоевой" фантастики-со-смыслом, вроде "Мой создатель", "Платформа", "Вивариум" или "Переводчики", не заскучали.
Ну а нелюбителям таковой вряд ли есть смысл проверять, не изменились ли вдруг ваши киновкусы в последнее время. Ибо будем честны: фильм явно не того уровня качества, чтобы ломать чьи-то шаблоны и становиться культовым.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):