Peppermint Frappé (1967) – психологический фильм испанского режиссёра Карлоса Сауры, рассказывающий историю двух лучших друзей. Пабло и Хулиан – мужчины уже в возрасте, полные противоположности друг друга. Пабло вот только остепенился, а Хулиан ещё не выбрал себе пару, несмотря на то, что у него под боком работает молодая ассистентка Анна. На что есть определённая причина.
О чём фильм “Мятный коктейль со льдом”
Пабло – лучший друг Хулиана – путешественник. История начинается с того, что он вернулся из Африки. И оповестил мать и друга, что неожиданно женился на молодой белокурой красавице Элене.
Хулиан – врач-рентгенолог. Его жизнь герметичная, она ограничена странным занятием в виде создания альбома с вырезками из журналов. Он вырезает женские портреты, деля их на части (лицо, ноги, акцент на макияж с яркими губами и накладными ресницами). Это для него ритуал, что подчёркивается зажиганием лампады рядом с иконами. Хулиан хранит в памяти образ идеальной женщины, пришедший к нему в детстве и далее повторившийся уже в сознательном возрасте.
В детском возрасте они с Пабло были знакомы с девочкой, которая питала симпатию именно к Пабло. Будучи детьми, они однажды устроили импровизированную церемонию бракосочетания со священником и белым платьем. Хулиан был очарован свежестью, лёгкостью, воздушностью подруги. Он смотрел на неё со стороны, не пытаясь приблизиться. Позже этот образ повторился – в Каланде в пятницу на Страстной неделе он увидел женщину в белом, которая била в барабаны. Хулиан буквально зациклился на её образе, словно ослеп.
Анализ сюжета
У главного героя истории Хулиана миметическая модель поведения. Миметическое желание – это концепция в работах франко-американского теоретика литературы Рене Жирара. Согласно Жирару, у миметического желания природа позитивная. Оно является основным принципом культуротворчества – “всякое изучение сводится к подражанию, и если люди перестанут подражать друг другу, то все культурные формы, в том числе и язык, перестанут существовать”.
Интерес фильма заключается в том, что Карлос Саура посмотрел на модель с иной стороны. Он сделал Хулиана подражателем с перверсией. Саура мастерски показал это, не переходя в пошлость. Он замешал девиантность на негативах, позитивах, зелёном коктейле.
Саура сделал Хулиана рентгенологом. Рентгеновский снимок – это чёрно-белая фотография, показывающая скелет, и то, что не соответствует норме (если это правда есть). Рентгеновский снимок показывает в сущности, что все одинаковые.
Далее метафора с негативами/позитивами продолжается. Жена Пабло Элена блондинка, ассистентка Хулиана – брюнетка.
Пабло и Хулиан при встрече всегда пьют мятный коктейль со льдом. Зелёный – это негатив красного (кровь Христова). Лёд – это метафора тела/плоти Христова.
“Frappe” по-французски означает “бить”. Это поддерживается дважды в фильме: отбивание барабанной дроби во время барабанного пути и приготовление ледяной крошки Хулианом.
Когда Хулиан впервые видит Элену, она появляется “по частям”. Сцена снята в согласовании с начальными титрами. Хулиан вырезает фото согласно логике – ноги в чулках, глаза с накладными ресницами, губы с ярким макияжем. Элена спускается по лестнице, и Хулиан следит за ней, сидя на диване – ноги, тело, она останавливается на лестничной площадке, камера делает наплыв, крупный план. Элена предстаёт перед зрителем и перед Хулианом. Его бесплотный образ женщины с барабаном в Каланде ночью Страстной пятницы становится осязаемым. Далее нам неоднократно делают акцент на её ногах в чулках, накладных ресницах, окрашенных волосах и обширном арсенале инструментов для создания внешней красоты. На фоне этого делается акцент на отсутствии внутреннего. Это видно в сцене с чтением стихотворения Антонио Мачадо. Хулиан вознамерился подарить том Элене, но она отвергла: “Я всё равно читать это не буду!”
На фоне психологии в фильме прослеживается и актуальность. Влияние СМИ на сознание человека. Удивительно современно смотрится сюжет. Любопытно то, что подвергся влиянию взрослый человек с профессией. Хулиан считывает журнальные образы за единственно верные. Для него глянцевые макияжи, подбор нарядов являются руководством к действию. Он проецирует свои знания на Анну. Он поучает её, как нужно выглядеть, вести себя, следить за фигурой. Хулиан пытается подогнать Анну под стандарт, а она не сопротивляется, позволяет ему руководить собой.
Но есть противоположное мнение. Анна – вовсе не безголосая жертва. Напротив, она чуть ли не манипулятор, который руководит происходящим. Персонаж медсестры Хулиана служит примером того, как пассивный женский образ контролирует напористого мужчину, манипулируя его желаниями.
Интересные факты
Каланда – родина Луиса Бунюэля, которому посвящается фильм Peppermint Frappé. В начале фильма, во время титров, есть цитата ключевого фильма Бунюэля “Андалузский пёс”. Это лезвия ножниц и крупный план женских глаз.
В Peppermint Frappé звучит отсылка к предыдущему фильму Карлоса Сауры – Охота (La Caza, 1966).
Ruta del Tambor (барабанный путь) – об этом мероприятии идёт речь в фильме. Хулиан был уверен, что увидел Элену именно во время шествия в Каланде, когда она била в барабан. “Romper la hora” (пробить час) – традиция в Арагонской провинции Испании Теруэль, когда все жители собираются на площади и бьют в барабаны. Этот религиозный образ введён в фильм для усиления эффекта. Хулиан возвёл созданный в своём сознании образ идеальной женщины в культ и следовал по импровизированному “барабанному пути” всю свою жизнь.
Во время открывающих титров звучит музыка XIII века “The Misterio de Elche” (Misteri d'Elx) – средневековая барочная литургия, пьеса об Успении и вознесении Богородицы. Это отсылает к обрядовой жизни Хулиана, который не выходит за границы своих привычек. Он не меняет направления. И, как показывает история в фильме, ритуально зациклен на женщинах своего друга.