Олимпиада 1988 года знаменита не только битвой двух Брайанов: Орсера - Бойтано. Не менее яростное сражение разворачивалось и в женской одиночке. Катарина Витт против Деби Томас. Старый свет против Нового, молодость против опыта, традиция против поисков свежих решений.
Катарине - 22, Деби - 20. Но опыта Витт не занимать и титулов тоже. Она - шестикратная чемпионка Европы, трехкратная чемпионка мира и олимпийская чемпионка Сараево. И все же в 1986 году ее царственная монополия была дерзко нарушена "Черной Жемчужиной" - темнокожей американкой Деби Томас. В следующем году Катарина Витт звание чемпионки мира себе вернула, но тем не менее, мир понял, что у непобедимой Витт появилась достойная конкурентка. Это подогревало интерес к предстоящему олимпийскому турниру. Соперницами они были не только на льду. Точнее на льду, но не только в спортивных дисциплинах. Каждая хотела быть "ледовой" законодательницей мод. И обе достигли в этом определенных успехов.
Катарину к яркой, живописной одежде влекло с детства. Она вспоминала, что в фигурное катание ее в 4 года привело страстное желание красоваться на голубом льду в красном платье. Она оказалась очень способной девочкой и попала к великому тренеру Юте Мюллер, та была строга и авторитарна. Поэтому в смысле костюмов разгуляться сразу не получилось.
Мне все время приходилось донашивать платья, в которых до меня выступала Аннет Петч. А она получала их после Габи Зейферт и Кристины Эррат. Мне это сильно не нравилось, я подсознательно ждала дня, когда кто-то начнет донашивать костюмы и за мной.
Когда же это время наступило, Катарина "оторвалась" по полной. Хотя трудно представить, чтобы кто-то смог донашивать ее экстравагантные костюмы. Настолько они были необычны и индивидуальны.
Деби не уступала. В ее "арсенале" присутствовали экзотическая, необычная внешность и не менее экстравагантные наряды.
Катарина и Деби показали себя достойными соперницами в модной войне.
Они точно были на острие моды, потому что именно они своими костюмами к коротким олимпийским программам смертельно напугали целомудренный ИСУ и заставили принять поправки к правилам.
Девушки должны кататься только в юбках, костюм должен закрывать бедра и диафрагму.
Дела спортивные.
Первый этап соревнований - обязательные фигуры, "школу" выиграла наша Кира Иванова. Томас - вторая. Витт оказалась только третьей. В короткой на музыку из мюзикла "Хелло, Долли!" Катарина была бесподобна. Она получила высокие оценки, и к произвольной они с Деби подошли вровень. У обеих в коротких программах были совершенно умопомрачительные дорожки. Когда стало известно, что обе спортсменки для произвольной выбрали "Кармен" Бизе, градус интереса повысился до максимума.
Концептуально это были разные Кармен. Витт в качестве музыкального сопровождения использовала "Кармен - сюиту" Бизе - Щедрина, выбрав наиболее популярные, узнаваемые фрагменты. Ее программа была сюжетным рассказом. В интерпретации Витт все кончалось смертью Кармен. Это традиционный взгляд на вещи. Но традиция была великолепна. Выразительная хореография, точное отыгрывание музыкальных акцентов, горделивая "испанская" уверенность в себе плюс яркий костюм заставили зал, болеющий, в основном, за Томас, взорваться аплодисментами, а судей - поставить высокие баллы за артистизм. В технике Катарина была не безупречна: выполнила в программе четыре тройных прыжка, но «сдвоила» тройной риттебргер.
Шанс Деби был оставлен. Пользуйся!
Томас свою программу решила по-иному. Она взяла музыка непосредственно Бизе. И во главу угла поставила другую задачу, нежели Витт. Не рассказать конкретную историю, а с помощью мощной музыки показать сильную, свободную женщину, какой она видела Кармен. Такая Кармен была ей близка, она очень серьезно относилась именно к этой программе. К постановке был привлечен Михаил Барышников. Программа получилась интересной, но откатать ее надо было лихо, бесстрашно, а главное свободно.
Витт стояла у бортика, скрестив на груди руки. Тренер, Алекс Макгован, с которым они проработали 10 лет, слишком долго наставлял Деби перед стартом, не отпускал руки, а отъезжая, она не попала своими ладонями в его, что было дурным знаком. Она запуталась в паутине этих мелких неприятностей. И начала делать ошибки.
Голова не работала, но я надеялась, что тело просто откатается на автомате.
Она скомкала программу, в которую вложила душу. Главное, она не смогла стать свободной. Это оказалось для нее бОльшим разочарованием, нежели третье место на Олимпиаде. На второе, к радости местных болельщиков, вышла канадка Элизабет Мэнли. Она в произвольной переиграла Витт. Но в битве Кармен победа осталась за Катариной. И олимпийская медаль Калгари досталась тоже ей.