Два имени в этом списке хорошо известны. Однако другие менее известны, но не менее важны. Все эти изобретения, потенциально опасные сами по себе, спасли жизни, часто многие, и привлекли большое внимание благодаря экстремальным, опасным испытаниям, которые предпринимали сами изобретатели, чтобы доказать безопасность своих изобретений.
10. Элиша Отис
Несмотря на ряд должностей в различных компаниях, Элиша Отис (1811–1861) никогда не добивался большого успеха до 1853 года, когда он взбудоражил зрителей во время события, описанного как «драматическая демонстрация».
Взобравшись на открытую платформу на эшафот, напоминающий каркас гигантской гильотины, Отис стоял среди бочек и ящиков, глядя вниз на толпу, собравшуюся посмотреть представление. Люди с подозрением относились к безопасности лифтов, опасаясь, что такие приспособления могут упасть, ранив или убив их пассажиров. Демонстрация Отиса должна рассеять эти опасения, если он выживет.
На глазах у собрания Отис ударил топором веревку, прикрепленную к лифту, и разорвал ее. Несомненно, в результате падения он будет серьезно ранен, если не убит, подумала испуганная толпа.
Вместо этого Отис доказал эффективность своего тормоза: его система безопасности сработала. Даже с разорванной веревкой тормоз предотвратил падение лифта, которое привело бы к его разрушению и травмам или смерти Отиса. Общественность была убеждена, что лифты, оснащенные его изобретением, безопасны, и четыре года спустя Отис установил свой первый безопасный пассажирский лифт в нью-йоркском универмаге.
По данным «Больших идей, которые изменили мир», 1,7 миллиона лифтов Otis используются по всему миру не только в небоскребах, но и в таких знаменитых достопримечательностях, как Эйфелева башня и Статуя Свободы.
9. Джонас Солк
«История Солка: о Джонасе Солке», статья 2002 года на сайте Института биологических исследований Солка, рассказывает о том, как доктор Солк (1914–1995) разработал и испытал вакцину, которая практически ликвидировала полиомиелит.
Будучи доцентом эпидемиологии Мичиганского университета, Солк узнал от своего наставника, доктора Томаса Фрэнсиса-младшего, о процессе разработки вакцин. Затем, будучи директором лаборатории вирусных исследований Медицинской школы Университета Питтсбурга, Солк применил свои знания, разработав вакцину против вируса полиомиелита.
Его подход, заключающийся в использовании инактивированного вируса полиомиелита для стимуляции иммунных систем реципиентов вакцины, «противоречил господствовавшему в ту эпоху научному мнению». Высказывались также опасения, что такой подход может заразить тех, кто получил иммунизацию, что приведет к тяжелым заболеваниям или даже смерти. Чтобы проверить свою вакцину и развеять опасения общественности, Солк вакцинировал себя, свою жену, их детей, своего лаборанта и «добровольцев, не болевших полиомиелитом».
Его тест прошел успешно, как и тесты, проведенные в 1954 году на миллионе детей в возрасте от шести до девяти лет. Солк отказался запатентовать вакцину или принять деньги за нее, «предпочитая, чтобы она распространялась как можно шире». В 1963 году он основал Институт биологических исследований Солка в Ла-Хойя, Калифорния.
8. Гарретт Морган
Среди прочих устройств Гарретт Морган (1877–1963), сын бывших рабов, изобрел не только трехцветный светофор, но и огнеупорный защитный капюшон. Согласно статье на сайте America Comes Alive, Морган знал, что пожарные могут бороться с пожарами внутри зданий только до тех пор, пока их начинает одолевать дым. После этого им придется выйти на свежий воздух, и они не смогут продолжать борьбу с огнем, пока не оправятся.
Морган знал, что во время пожара воздух, пригодный для дыхания, находится близко к полу, поскольку воздух, нагретый огнем, поднимается вверх. Он рассудил, что если бы он мог найти способ втягивать этот воздух в «дыхательную маску», которую носил пожарный, пожарный мог бы дольше оставаться в горящем здании. Как поясняется в статье на сайте, «созданный им защитный кожух имел две трубки. Один направлял более свежий воздух с уровня пола вверх в дыхательную маску. Второй использовал клапан для предотвращения повторного вдыхания выдыхаемого воздуха».
В 1914 г. с помощью инвесторов Морган основал компанию National Safety Device Company, которая занималась производством и продажей противопожарных капюшонов. Золотая медаль, присужденная на Второй международной выставке по безопасности и санитарии, увеличила продажи, поскольку пожарная служба Нью-Йорка и другие лица приобрели устройство. Капюшоны оказались безопасными для использования во время пожарно-спасательных работ в метро.
В 1916 году произошло куда более впечатляющее испытание капюшонов с участием самого изобретателя и его брата. Рабочие Cleveland Waterworks работали в туннеле, когда произошел взрыв, в результате которого одни оказались в ловушке, а другие погибли. Две попытки спасти их потерпели неудачу из-за густого дыма и газов, четыре члена первоначальной спасательной команды из семи человек погибли, а вторая команда из одиннадцати человек оказалась в ловушке внутри туннеля.
Морган и его брат Фрэнк проверили характер его изобретения, когда они присоединились к спасательным операциям, надев защитные капюшоны Моргана. Среди погибших братья обнаружили и спасли ранее «живых членов спасательного отряда». В результате их участия «братья Морган с помощью нескольких добровольцев совершили дополнительные многократные вылазки в шахту, спасая рабочих одного за другим. К сожалению, никто из первых 11 рабочих не смог выжить, так как на них обрушился туннель. Прошло несколько недель, прежде чем эти тела удалось забрать».
Как отмечается в статье на сайте, «противогазы, которые были сделаны для использования во время Первой мировой войны, были созданы по образцу защитного капюшона Моргана».
7. Стив Гасс
Стив Гасс поставил один из своих пальцев на то, что его изобретение SawStop действительно сработает. Американский патентный поверенный, изобретатель и столяр со степенью доктора по физике Гасс знал, что настольные пилы отрезают пальцы операторам до десяти раз в день. Он хотел создать функцию безопасности, чтобы больше люди не подвергались этому ужасающему, травмирующему опыту.
SawStop Гасса различает плоть и дерево, потому что первое проводит электричество, а второе — нет. SawStop Гасса «индуцирует высокочастотный электрический сигнал на лезвие настольной пилы и отслеживает этот сигнал на предмет изменений, вызванных контактом лезвия с телом пользователя». При обнаружении изменения в электрическом сигнале SawStop может остановить пильный диск «за 1/1000 секунды или меньше», зажав «тормоз в зубьях диска».
Гасс воткнул свой палец в пилу, палец остался цел и невредим. Гассу удалось продемонстрировать, что он действительно человек, который верит в свое творение.
6. Трой Уртубис
Штатный корреспондент AIR Элис Ширрелл Касуэлл сообщила, что Трой Уртубис (1963–2001), одетый в доспехи Ursus Mark VI, столкнулся лицом к лицу с диким 585-килограммовым взрослым медведем кадьяком. Хищник с осторожностью отнесся к своему противнику, потому что «Трой Уртубис выглядел таким страшным в своем костюме». Только через десять минут медведь приблизился к нему, говорит Кэсвелл, но не проявлял никакого желания драться с изобретателем.
Когда медведь, наконец, набрался смелости, чтобы броситься на Уртубиса, изобретатель «учуял запах [животного] дыхания сквозь [свой] шлем». Трой признался, что почувствовал ужас, и его сердце начало колотиться. Вмешался дрессировщик медведя, не допустивший драки между человеком и животным.
Тем не менее, дрессировщик позволил Уртубису войти в клетку с медведем гризли, уверенный, по словам Уртубиса, что, даже если он убьет его, то не повредит костюм. Гризли был слишком напуган, чтобы сделать что-либо еще, кроме как встать на задние лапы и обнажить свои зубы. Поскольку Уртубис изобрел свой костюм «специально для медведей гризли, а не для кадьяков», он чувствовал, что эксперимент оправдан.
Эпизод американского сериала «Экстра», демонстрирующий почти непобедимость его костюма из титанового пластика, резины и кольчуги, безусловно, впечатляет. Выглядящий как гигантский робот в своих доспехах, Уртубис несколько раз ударил по голове большой палкой, пока она не сломалась о его шлем.
Результаты некоторых испытаний его костюма были столь же впечатляющими. Выстрел из дробовика 12-го калибра безвредно отскакивает от живота. Трехсотфунтовое бревно, привязанное к цепям и «запущенное точно по центру его груди», просто сбивает его с ног. Трехтонный грузовик, движущийся со скоростью тридцать миль в час, врезается в него и сбивает его с ног, заставляя его катиться по земле. Наконец, он бросается в овраг, падая на дно без единой царапины.
5. Джордж Стефенсон
25 мая 1812 г. в Нижнем Главном пласте на угольной шахте Феллинг между Гейтсхедом и Джарроу в графстве Дарем, Великобритания, произошел мощный взрыв, когда воспламенение рудничного газа вызвало взрыв угольной пыли, настолько разрушительный, что его было слышно за 6 километров. Девяносто две жизни были потеряны. В результате Джордж Стефенсон (1781–1848), механик, работавший пожарным и тормозным мастером, начал экспериментировать с предохранительной лампой, которая могла использовать открытое пламя, не вызывая взрыва.
Результатом стала защитная лампа. Основываясь на сдерживании «сгоревшего воздуха над пламенем и [позволении] рудничному газу поступать снизу в небольшом количестве, чтобы сгорать по мере его поступления», лампа оказалась успешным изобретением. Это стало особенно верно после того, как дефект разбития стекла был устранен, когда позже было изобретено безопасное стекло.
Как показывает его биография, Джордж Стефенсон, сам изобретатель, в сопровождении двух свидетелей, Николаса Вуда и Джона Муди, спустился в шахту Киллингворт, неся свою лампу в одну из галерей. Эти конструкции были построены для удержания и изоляции взрывоопасного карбюраторного водорода, чтобы он не распространялся на другие участки шахты. Там он обнаружил, что шипящий газ выходит в галерею из трещины в крыше. Несмотря на наличие плотного газа, лампа не взорвалась.
Для дальнейшего испытания лампы газ собирали внутри перегородки, чтобы она была еще более подвержена воспламенению. И Вуд, и Муди, посчитав демонстрацию чрезвычайно опасной, отступили в безопасное место, где наблюдали, как Стефенсон приближается с зажженной лампой на расстояние нескольких сантиметров от трещины, где поток газа погасил пламя лампы, не взорвавшись.
Стефенсон доказал, вне всякого сомнения, что он изобрел предохранительную лампу, которую действительно можно было безопасно использовать даже в шахте, заполненной горючим газом.
4. Гемфри Дэви
Сэр Гемфри Дэви (1778–1828) изобрел несколько вещей, в том числе безопасную лампу, но он лично испытал раннюю процедуру анестезии, которую рекомендовал. Как поясняется в статье на сайте The Public Domain Review, "молодой английский химик и изобретатель, а также будущий президент Королевского общества начал очень радикальные эксперименты над собой, чтобы определить последствия вдыхания закиси азота, более известной как «веселящий газ»".
Его ассистент, доктор Кинглейк, и Дэви собрали газ из нагретых кристаллов нитрата аммония в «зеленый промасленный шелковый мешок». Пропустив мешок через пар для удаления примесей, Дэви вдохнул очищенный газ через мундштук. Он, казалось, был в восторге от результатов, описывая действие газа как возбуждающее «головокружение, румянец на щеках, сильное удовольствие» и, по словам самого изобретателя, «возвышенные эмоции, связанные с очень яркими идеями».
Ему так понравился эксперимент, что он повторял его множество раз, вплоть до создания того, что он называл «герметичной дыхательной камерой», в которой он часами сидел, вдыхая огромное количество газа, получая еще более интенсивные переживания. Один из таких сеансов едва не стоил ему жизни, но опасность, связанная с вдыханием газа, не помешала ему разделить его с такими друзьями, как поэты Сэмюэл Тейлор Кольридж и Роберт Саути. Поэты также записали свой опыт, который Дэви собрал вместе со своим собственным и опубликовал в 1800 году под названием «Исследования, химические и философские».
В 1800 году Дэви признал «обезболивающие свойства» газа, назвал его закисью азота и, несмотря на то, что чуть не умер от злоупотребления газом, рекомендовал его медицинское использование для облегчения боли во время операции.
3. Ричард Дэвис
Ограбление в Детройте побудило Ричарда Дэвиса изобрести новый «скрытый легкий бронежилет». В то время были доступны только верхние защитные куртки, и по громоздкому виду этих курток преступники могли сказать, что в защитном снаряжении был полицейский. Вместо того, чтобы стрелять в грудь офицера, преступник стрелял офицеру в голову.
Изобретя свой тонкий, легкий, скрываемый бронежилет без металла, Дэвис продемонстрировал его эффективность. Сначала он положил жилет на землю и выстрелил в него из пистолета. Затем он закрепил жилет на столбе и выстрелил в него из винтовки. Бронежилет прошел оба испытания, но Дэвис имел в виду и третье, потенциально смертельное испытание.
Надев снаряжение, он поднес пистолет к животу, всего в нескольких сантиметрах от него, и выстрелил в себя, прежде чем развернуться и выстрелить из оружия в кегли для боулинга, выстроенные на столе слева от него. Выстрел, по его словам, «достаточно ужалил, чтобы разозлить» и разорвал кожу, но в остальном изобретатель не пострадал.
Плотно слоистый нейлон его изобретения с несколькими переплетенными волокнами оказался эффективным, создав «сетку настолько плотную, что она рассеивает энергию взрыва», предотвращая проникновение пули в ткань. Он повторил свою демонстрацию 200 раз. Первый раз, по его словам, был для науки, но «следующие двести [были] для шоу-бизнеса».
2. Иеремия Рабер
В то время как Дэвис защищал сердце (и другие жизненно важные органы), Иеремия Рабер защищал "семейные драгоценности". Как отмечает Бен Хупер, Рабер получил «пулю в пах, чтобы доказать силу своей атлетической чашки». Его продукт, удачно названный паховый протектор Nutzshell, изначально был разработан для бойцов Ultimate Fighting Championship».
Похоже, что, как и Дэвис, изобретатель из Миссури знал о необходимости рекламы, и для продвижения своей кампании на Kickstarter по финансированию производства своего продукта он был готов подвергнуть испытанию свою чашку и свое доброе имя, участвуя в прямой трансляции, где показал демонстрацию, на которой его деловой партнер — заядлый охотник — Мэтт Хек выстрелил ему в пах из винтовки 22-го калибра, в то время как Рабер носил одну из своих защитных чашек. «Не пытайтесь повторить это дома», — предупреждает Рабер зрителей.
Расстегнув джинсы и ширинку Рабера, а также расстегнув переднюю часть талии, Хек с помощью прозрачной ленты образует букву «Х» над спортивной чашкой. Затем, лежа на земле за винтовкой на треноге, установленной на плоском камне, Хек целится в цель. Потом Рабер в защитных очках, бронежилете и защитном головном уборе показывает ему два больших пальца вверх. Наконец слышен треск винтовочного выстрела, и экран гаснет.
Когда съемка возобновляется, Рабер в джинсах до середины бедер поправляет неповрежденную чашку из баллистического кевлара. Затем видео показывает реальный выстрел, когда пуля безвредно отскакивает от поверхности чашки, которая слегка подпрыгивает при ударе пули. Как и следовало ожидать, речь рассказчика изобилует каламбурами.
1. Николас Сенн
Как отмечает Джеймс Э. Пилчер в своей статье в журнале Annals of Surgery за сентябрь 1888 года: «Плодовитый ум профессора Сенна отличается оригинальностью своих концепций». Одной из таких концепций было изобретение Николасом Сенном (1844–1908) процедуры диагностики перфорации кишечника. Идея пришла ему в голову, когда Сенн понял, что рану желудка или кишечника можно обнаружить с помощью процесса, аналогичного тому, с помощью которого «сантехник находит утечку в газовой трубе».
Сенну пришла в голову идея раздувать кишечник безвредным «газом, который выходил бы из кишечной раны в брюшную полость», таким образом сообщая о своем присутствии хирургу с помощью «некоторого безошибочного теста». В результате нескольких экспериментов Сенн определил, что резиновый баллон объемом от 10 до 20 литров будет наиболее эффективным и безопасным инструментом для «вдувания газа в кишечник в терапевтических или диагностических целях».
Одним из испытуемых был сам Сенн, который лично узнал физические ощущения, связанные с прохождением газа по его кишечнику. Он делает тщательные и подробные записи о своих ощущениях: «Растяжение толстой кишки вызывало просто ощущение растяжения по ее ходу. Но как только газ вышел в подвздошную кишку, начались схваткообразные боли, которые усиливались по мере продвижения инсуффляции и прекращались только после выхода всего газа, что имело место только через полтора часа». Опыт, как он заметил, был удручающим. Однако его эксперименты, как на собаках, так и на людях, включая его самого, «полностью продемонстрировали безопасность чистого газообразного водорода при его использовании таким образом».
Безошибочным тестом, с помощью которого стало известно место перфорации кишечника, было выделение газа через рану, в результате чего образовались пузыри. Чтобы определить, был ли выходящий газ водородом, его поджигали, после чего газ издавал «легкий взрывной звук и горел характерным голубым пламенем». Применение спички или зажженной свечи к выходящему газу — верный признак наличия перфорации в кишечнике — имеет дополнительное преимущество стерилизации раны, что делает процесс одновременно «диагностическим и терапевтическим».