Во времена язычества женщины на Руси обладали практическими теми же правами, что и мужчины. Славянская богиня Макошь, «великая Матерь Земли», почиталась наравне с Перуном, Стрибогом и Дажьбогом. Традиция «учить» женщин посредством телесных наказаний пришла на Русь в XI в., вместе с христианством. Женщину перестали воспринимать как самодостаточное существо, она стала лишь «приложением» к мужчине. Патриархальные традиции вообще имели огромную силу в русском обществе. Рукоприкладство главы семейства считалось явлением обычным, ведь «всякому мужу глава Христос, а всякой жене – муж». Девочки впитывали этот постулат с молоком матери и, повзрослев, даже не думали сопротивляться. Так за что же мужья на Руси били своих жен?
«Волос долог, да ум короток»
На первый взгляд, русские женщины, вступившие в законный брак, наделялись многими правами. К тому же у каждой имелся надежный тыл – родной отец и братья. В крайнем случае женщина могла даже получить развод. Однако неподчинение супругу осуждалось не только общестом, но, как ни странно, и самими жертвами «воспитательных мер». По сути, женщина в средневековой Руси полноценным человеком не считалась, ибо ум ее «короток» и не идет ни в какое сравнение с мужским.
Церковь внушала народу, что женская сущность – источник соблазна и дьявольского наваждения. Дабы избавиться от пороков и избежать «адского пламени», всякая жена обязана беспрекословно подчиняться воле мужа и быть благодарной за «науку».
«Домострой», созданный новгородскими священнослужителями на рубеже XV- XVI веков, учил добропорядочных отцов семейств «правильным» способам избиения своих жен, ведь в запале можно сделать бабу калекой, непригодной к тяжелой работе. Например, рекомендовалось «бережно побить жену плеткою, за руки держа». Подобные воспитательные меры применялись также к детям, прислуге и нерасторопным работникам.
Провинности, за которые полагалось бить жену
Если поведение жены или дочери подрывало в глазах общества авторитет главы семьи, наказание следовало тотчас же. Критиковать действия отца, супруга или свекра считалось абсолютно недопустимым.
Самые суровые меры применялись к женам, уличенным или даже просто заподозренным в измене. Зачастую решение о суровом наказании распутницы выносил сельский сход. А если мужчина противился такому решению, то становился предметом насмешек селян.
Лень, медлительность в работе, расточительность также служили вескими причинами для применения телесных наказаний. Земельные наделы в сельской общине распределялась только между лицами мужского пола, поэтому рождение в семье девочки воспринималось как неудача. А кто виноват в такой неудаче? Конечно же, женщина! Деспотичный муж мог не только избить жену, но даже убить неугодного ребенка. Искать защиту в суде было бесполезно: чтобы выгородить главу семейства, свидетели давали ложные показания.
По идее, если семейная жизнь становилась совершенно невыносимой, женщина могла возвратиться в отцовский дом. Но такой поступок не одобрялся ни обществом, ни самими родителями несчастной. Иногда доведенные до отчаяния жены убивали спящих мужей или же подсыпали им в еду отраву. Кстати, к отравлению общественность относилась более снисходительно, ведь убийство в данном случае было завуалированным.
Заключение
Несколько улучшилось положение русских женщин лишь во времена правления Петра Первого. Постепенно общественное мнение стало склоняться к тому, что жены должны искренне уважать своих супругов, а не трястись от страха. Мужчинам рекомендовалось вести себя соответствующим образом. На это же время приходятся первые судебные решения в пользу женщин, получивших от мужей увечья. А при Екатерине Великой мужей-тиранов могли даже сослать на каторгу. Правда, на банальные затрещины и фингалы никто не обращал внимания еще очень долго, и даже сегодня можно услышать дикое выражение: «Бьет –значит, любит».
Подписывайтесь на канал!