Новая книга. Новая писательница. (Произведение настолько "свежее", что только-только поступает в продажу в сети магазинов "Читай-город".)
Привлекло внимание название - моя слабость. Понятие "темные времена" как таковые хорошо известно каждому, кто учил в школе историю. Меня всегда завораживала подобная эпоха. С одной стороны, страна переживает сложный, если не сказать страшный период, с другой - именно в такие моменты рождается все настоящее: герои, чувства, сознание. Однако книга Арнтгольц вовсе не историческая, о чем и свидетельствует третье слово в названии: "темные времена души" - и тогда речь пойдет о ЧЕЛОВЕКЕ, о его внутренних борениях, тяжелом периоде, становлении личности. Так?
Чтобы узнать это, открыла небольшой по объему роман.
Вадим - айтишник, молодой парень, живёт самостоятельно, гордится своей холостяцкой "берлогой", на которую сумел сам заработать, переживает не лучший период: девушка, с которой мечтал создать семью, ушла от него, - проводит неделю отпуска вместе с дедом в глухой деревушке Карелии. Деревушка-то, может, и глухая, но дом, который снимает герой, очень даже современный. Это первый намёк на мистику, потому что "глухой" не значит заброшенный.
Хотя я не права: мистика начинается раньше - в Предисловии, где сообщается о том, как была написана книга:
"Эту книгу я не планировала, я её увидела перед сном со всем её содержимым".
Да и в самом романе появится несколько "пророчеств": эпидемия, современная политическая ситуация.
Несмотря на жанр, роман затрагивает проблему поколений, семьи. Трепетное отношение главного героя к деду может послужить образцом. А кредо семьи стоит, пожалуй, каждому взять на вооружение, особенно сейчас, в наши непростые времена.
"Мы с дедом не обсуждали спорт, не критиковали власть и политику. Ещё в списке запретных тем были осуждение людей, сплетни и всякое злословие. Это табу в нашей семье было с самого детства. Дед приравнивал все эти качества к группе самых тяжёлых грехов, который могут нанести тяжкий вред не только одному человеку, но и всему его окружению".
Неделя на лоне красивой природы под воспоминания деда о детстве, о юности - замечательный отдых. Только вот рассказы деда всё больше странные, как будто фантастические, а то и бесовские: то икона "ведёт" себя непостижимо, подмигивая, ухмыляясь прихожанам, а когда "изгонять стали дьявола", церковь сгорела; то девица, совсем как Светлана Жуковского, гадает на жениха, да с демоном встречается; то девка в ведьмой договор заключает.
Что это? Сказки, произнесённые напевным голосом пожилого человека, или были, которых немало подарила нам богатая деревенская жизнь?
Пока читатель решает для себя эту задачку, сюжет преподносит трагической поворот: дед умирает.
Нет, это вовсе не спойлер - это самое начало книги, ее завязка. Ведь Вадим от деда получает дар - не наследство, а именно дар ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ходить между мирами. В общем, перед нами - мистический роман с элементами ужаса. Тут и православные батюшки - истинно верующие, но не справляющиеся с бесовским проявлением в жизни, и сам Люцифер, и ведьмы, и просто люди, не всегда добрые, не всегда умные, не всегда честные, потому что ЛЮДИ.
"Думающий человек — это угроза рабского общества. Ну, раз ты такой умный, то слушай и запоминай, а потом не говори, что вас не предупреждали. Когда в душе нету
Бога, добро пожаловать в Ад. Люди измельчали, лишь погонщик скота очень рад. За пару коврижек приведёт это стадо в Ад".
Читая подобные изречения из уст героев, понимаешь, что жанр книги - на самом деле хорошее прикрытие, чтобы была возможность сказать свое СЛОВО, высказать свою ПОЗИЦИЮ, выразить озабоченность происходящим в стране и в мире - с ЧЕЛОВЕКОМ.
"Точка невозврата давно пройдена. Человек наплевал
на всё божественное, провозгласил себя Богом. Теперь можно до бесконечности пересаживать себе органы, износившиеся менять на новые. Выращивать детей в пробирках и менять генетику. Если человечество само себя не уничтожит вскоре, это будет огромная удача. А может, научный промах. (...) Война идёт уже давно, она в головах и умах — это пострашнее будет современного оружия".
Как не вспомнить знаменитое булгаковское "разруха не в клозетах, а в головах"? Только здесь мысль профессора Преображенского получила более широкое развитие.
Вообще, напрашивается несколько параллелей с классикой. Вадим, подобно Вере Павловне Чернышевского (или герою Диккенса, Скруджу), видит сны о прошлом и грядущем. Сны красочные, но страшные в полном соответствии с жанром. Еще более ужасны, если предположить, что видит Вадим возможное будущее.
Финальные же размышления героя отдаленно напоминают знаменитое гоголевское "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа". Судите сами:
"Необычная судьба у нашей страны. За один век совершить две революции и пережить их. Русские люди бунтари по природе своей, а раз есть бунт, значит, мы никогда не смиримся с худшей долей, будем трансформировать свою страну до тех пор, пока не увидим процветающего государства. Я верю в Россию и верю в светлое будущее и золотой век".
И после чтения остается четкое впечатление: книга на самом деле о России, о ее судьбе, о бедах народа, об искренней вере, что еще все может измениться.
И так по-тютчевски звучит про "таинственную русскую душу":
"Человек живёт не ради денег, не ради
почестей, а готов работать за идею, ради светлого будущего. Подождать, переждать, пережить этот тяжёлый период в истории страны. А ещё очень по-русски всегда критиковать власть, быть недовольным природой, погодой, всем вокруг. Это как национальная традиция".
Не могу не отметить очень грамотный язык произведения. Как-то все реже и реже встречаются книги (даже печатные, даже хороших издательств) без орфографических и пунктуационных ошибок. Учительский взгляд всегда выхватывает неверное количество НН или запятую внутри союза "несмотря на то что". Когда поняла, что, прочитав до середины, не обнаружила ни одной ошибки, стала их выискивать специально. Удивительно грамотное произведение. По словам Элианы Арнтгольц, с книгой работал профессиональный корректор. И это чудесно. И это правильно - ведь литература должна быть именно такой.
Немного не хватило более свободного - легкого что ли - пера и мешало прошедшее время глагола в повествовании от первого лица. Но это же первый писательский опыт Элианы Арнтгольц.
"Молодость на то и дана, чтоб жить, любить, гулять, новое узнавать. Пока тебя хоть что-то может удивить — ты молод".
Купить книгу можно на сайте ridero.