Сегодня, 1 июля, знаменательный день для любителей джаза. Именно сегодня в 1959-м году была записана композиция, ставшая, вероятно, одной из самых популярных в жанре, настолько надоевшая истинным ценителям, что они скорее ненавидят её, чем обожают.
На Columbia, испортив десятки дублей, записали свою нетленную композицию Take Five квартет Дэйва Брубека. Вообще, если верить некоторым источникам, эта композиция была не результатом какого-то романтического вдохновения, а продуктом желания показать свои технические навыки. Прежде всего, этого хотел Джо Морелло, барабанщик.
Явно испытывая некоторое стеснение от того, что чаще всего у Брубека в то время использовались привычные размеры 4/4 или 3/4, он настоял, чтобы ему дали номер, который будет немного сложнее и уложится в размер 5/4. Лидер квартета, музыкант с классическим образованием, решил рискнуть, попробовав нечто новое в устоявшейся джазовой канве кул-джаза. Для этого он заказал у своего саксофониста Пола Дезмонда номер, который подходил бы под выбранный ритмический размер.
При всей мелодичности и кажущейся простоте, ведь пьеса основана на повторяющемся басовом рифе и аккомпанементе на двух аккордах, зафиксировать на плёнке музыкантам эту композицию было сложно. Сессии начались 25 июня, и в первые 40 минут они 20 раз начинали заново, каждый раз не справляясь с темпом.
Тео Масеро, продюсер сессий, предложил ребятам взять отбой и вернуться к записи позже. 1 июля Take Five была на плёнке, сразу предполагалось сделать её синглом. Что и случилось в скором времени.
Популярность она набирала постепенно. В течение двух лет её раскупали, крутили по радио, в итоге количество проданных копий дошло до миллиона, что для джаза, даже во время его Мега популярности, было редкостью.
Оригинальным было и исполнение на сцене. Так как в композиции есть место для барабанного соло, все остальные музыканты покидали сцену, оставляя одного ударника на сцене. Таким образом, именно ею и закрывали все свои концерты.
Так как композиция стала почти "визитной карточкой" джаза, её быстро стали исполнять другие музыканты. Для джазменов она стала почти стандартом. Поэтому нам интереснее версии в других жанрах. Например, ямайский саксофонист Вэл Беннет сделал регги-версию Take Five, назвав её "Русские идут". Забавный выбор для имени.
А певец Эл Джарро исполнил скэт-версию Take Five, то бишь спел голосом мелодическую линию.
Когда Брубек посетил СССР в 1987, то на 14-минутном исполнении своей нетленки сумел сдержанную советскую публику довести до оваций со свистом и неистовством.
Брубека не стало в 2012-м году, и эта композиция вновь пережила волну популярности. Теперь её статусу не угрожает забвение.
#музыка #джаз #искусство #культура #звукозапись #music #culture #art
#jazz