Найти тему
Абзац

Слились с айфоном: как Стив Джобс 15 лет назад изменил нашу жизнь

В первом iPhone, поступившем в продажу ровно 15 лет назад, вроде и не было ничего сверхъестественного – смартфоны уже тогда были доступны многим. У меня, например, был коммуникатор Palm. Специальной палочкой можно было писать по его экрану как от руки, и текст сам превращался в обычный. Кое в чём Palm был более продвинутым, чем Apple.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: TASS / Zuma / Tim Wagner
Фото: TASS / Zuma / Tim Wagner

Но я помню тот волшебный миг, когда чёрный экран вдруг ожил от прикосновений.

А возможность увеличения фотографий, когда ты просто растягивал их двумя пальцами? Молодёжи, боюсь, этого уже не понять – а как иначе? Но до первого айфона фотография в коммуникаторах воспринималась утилитарно – например, снимаешь документ, чтобы закачать на компьютер. Мало на что слабенькие камеры коммуникаторов годились.

То же самое с музыкой. Коммуникатор давал возможность слушать некоторое количество песен, около сотни, но их сначала нужно было закачать на карту памяти, переформатировать.

В итоге спор между коммуникаторами и iPhone был закончен всего за минуту. Как сказал по этому поводу сам Стив Джобс: «Зачем вам стилус, если у вас десять таких от рождения?»

Фото: TASS / EPA / ARMANDO BABANI
Фото: TASS / EPA / ARMANDO BABANI

Со времени айфон-революции прошло ровно 15 лет. Время подводить итоги.

Самый очевидный вывод: айфоны уничтожили не только множество гаджетов – от музыкальных плееров до фотоаппаратов и видеокамер, которые сегодня уже никому не нужны. Пропали и физические фотоальбомы, просмотр которых ранее был обязательным ритуалом при знакомстве с родителями девушки. Мы, похоже, станем первым поколением, которое не оставит потомкам никакой материальной памяти о своём существовании. Ни писем, ни фотографий, кроме разве что самого айфона – кстати, свой первый я до сих пор храню в специальной коробочке. Сегодня зарядил, проверил – работает, если не обновлять программное обеспечение, которое, впрочем, уже не обновится.

Малоизвестный факт: вообще-то, айфон и в 2007 году мог быть примерно таким же «продвинутым», как iPhone 4, но Стив Джобс запретил компании сразу использовать все доступные технологии. Поэтому в первом айфоне не было фронтальной камеры и функции съёмки видео, модуля GPS и карты памяти, сам аппарат часто ругали за плохое качество связи и неумение работать с 3G-сетями. Зато у корпорации появился план улучшений смартфонов на десять лет вперёд.

Это стало основным принципом работы Apple и других компаний: любой гаджет должен работать год-два, после чего новые программные обновления начинают его намертво «вешать»: хочешь, чтобы всё летало, – покупай новый аппарат.

Гонка за самыми продвинутыми айфонами изменила наши представления о понтах и богатстве. Где вы, золотые трубки начала нулевых c бриллиантовыми кнопками и чехлами из крокодиловой кожи? Сейчас статус человека подчёркивает обладание только самой последней моделью чёрного зеркала.

Не менее революционные последствия принесло появление iTunes Store – первого цифрового магазина, который фактически создал цифровой рынок музыки и нанёс самый сокрушительный удар по пиратской индустрии. Теперь, впрочем, нам тут в России приходится переключаться на отечественные аналоги.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Вторым ударом стал App Store, благодаря которому получили возможность зарабатывать сторонние разработчики приложений, продавая пользователям доступ к своим приложениям. Следом появились и социальные сети, заточенные только под смартфоны.

Но именно эти монополисты и породили отвратительную «культуру отмены», покончили с независимостью: музыкант или программист, исключённый из листинга «магазинов», автоматически перестаёт существовать.

Наконец, айфоны породили на свет Siri, давшую мощный «пинок» развитию искусственного интеллекта и нейросетей, которые уже сегодня принимают за нас решения и знают о нас больше нас самих.

Что же нас ждёт дальше?

Уже сегодня доля от продажи смартфонов составляет менее половины от всех доходов Apple, зато быстро растёт доля доходов от продажи сервисов. По сути, айфон стал платформой, на которой строится сервисный бизнес компании.

То есть мы с вами покупаем сами смартфоны, оплачиваем связь и интернет, дабы добиться полного слияния с цифровым миром, а потом оплачиваем само существование этого мира. Не за горами появление таких «умных» сервисов и в других сферах нашей жизни.

«Дорогой, ты интернет стиральной машине оплатил, а то она чего-то не включается? И за холодильник надо внести, а то пароль доступа не работает».

Хочется ещё что-то написать про электронный тоталитаризм, растворение человека в сетях, про новый дивный мир абсолютной прозрачности. Но зачем? Мы всё это давно знаем и совершенно не против – потому что удобно.

Совсем не случайно символом Apple стало надкушенное яблоко грехопадения.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.