Изучение монгольского языка началось с придорожных вывесок. Для начала запомнили три названия: хунсний дулгуур - продуктовые магазины, засвар - автомастерские и гуанз - кафе.
Наш Ford до отказа был загружен продуктами, водой, но мы не спешили распечатывать передвижной склад.
Придорожные кафешки-гуанзы располагаются в обычных юртах с неброской вывеской над входом. Готовить обед на пыльной дороге было не комфортно, и мы решили воспользоваться услугами монгольского общепита.
У входа носилась ребятня, на ходу отламывая по краю жареную лепешку. В проеме показалась полная женщина, вероятно, хозяйка точки.
– Сайнбайна! Наен пипл… плиз хандредбууз. Ду юспик инглиш? А по-русски понимаете? В общем, нас девять человек, можете сварить 100 бууз? Нет? Тогда сколько?
Продолжился диалог уже в юрте, хотя и с трудом. В конце-концов,хозяйка махнула рукой, и начала завешивать мясо на ручных весах. Теперь мы не понимали, сколько бууз будет сварено. Судя по масштабам приготовления, сошлись во мнении – много.
В привычном понимании, кухонного стола не наблюдалось, и мы не понимали, где монголка будет готовить бузы, не на пыльном же полу, в самом деле.
Женщине помогала девочка лет пятнадцати. Они достали листы фанеры, положили их на кровать и стали замешивать тесто. По разным краям юрты висела разделанная тушка барана. Удивительно, но при жаре в тридцать градусов совсем не было мух, неприятных запахов тоже не ощущалось. Повариха ловко рубила мясо, сало и курдючный жир на мелкие кубики, потом, посолив, все смешала. Между делом она окликнула мальчишку, который сновал между взрослыми, открыла бидончик и смазала кожу малыша жирным молоком. По ее жестам мы поняли, что это предохраняет от солнечных ожогов.
По периметру юрты стояли шкаф, умывальник, несколько кроватей, нечто вроде комода и телевизор, в центре –стол и металлическая печь.
Хозяйка принесла лукошко кизяка, и наша команда недовольно засопела, полагая, что на таком топливе обеда мы не дождемся и к утру. Однако уже через полчаса экспедиционеры сидели за небольшим столом. По пятьдесят граммов водки хозяева приняли с благодарностью, а мужчины намекнули на добавку. Завязалось нечто вроде беседы.
Обед для всей группы обошелся в 32 тысячи тугров, или примерно по 80 рублей на каждого. Уточню, что это цены 2014 года. Монголы были приятно удивлены, что гости, не торгуясь, отдали запрашиваемую сумму. Тем более, в качестве бонуса им отломилось граммов по 150 хорошей водки, а это для кочевника уже приличная доза.