Японская татуировка или ирэдзуми — это хороший пример прекрасной жемчужины, скрытой в песке прямо у ваших ног. Множество вещей из японской культуры стали широко известны по всему миру, и о ирэдзуми, традиционной японской татуировке, как части образа якудза, тоже знают многие. Но как это часто бывает, дальше общеизвестных фактов, сравнимых с естественнонаучными законами, дело обычно не идёт. Вполне возможно, что вы могли слышать о прочном закреплении татуировки как признака связи с преступностью, о негативном отношении общества к татуированным людям (от запрета на посещения общественных ванн вплоть до проблем при приеме на работу), но мало кто знает об истории ирэдзуми и о том, как устроена японская татуировка изнутри. Какие техники и композиции используются при создании ирэдзуми? Кто эти люди, что занимаются этим ремеслом в течение поколений? Что за сюжеты используются в ирэдзуми и насколько хорошо видна их связь с традиционной японской культурой?
Ответить на эти и другие вопросы в одной статье не представляется возможным, а потому в этой части мы сосредоточимся на истоках происхождения ирэдзуми и особенностях развития японской татуировки во времена японской древности и средневековья.
Истоки
И всё же, несмотря на распространенность японской культуры, не лишним будет дать определение традиционной японской татуировки. Ирэдзуми (с яп. 入れ墨 — «инъекция туши») — искусство японской татуировки, характеризующееся особым стилем нанесения. Основной тематикой являются герои и сюжеты японской культуры, которые формировались под влиянием примитивных верований жителей Японского архипелага, а также синтоизма и буддизма. Первоначально изображения на теле были обладали такими сакральными свойствами, как защита их владельца от зла, а также наделяли особыми характеристиками (мужество, смелость и т. д.) и помогали в достижении различных целей.
Неснимаемый амулет, защищающий владельца от различных бед — наверно самое главное смысловое значение татуировки в древности. Например, в китайском источнике III века «Предание о людях ва из истории государства Вэй» (Вэйчжи вожэнь-чжуань) упоминается страна Ва (Япония), и говорится, что все мужчины покрывают татуировкой лицо и тело, для того чтобы избежать проклятия бога моря. Также известно, что на островах от Амами до Рюкю существовал обычай делать татуировки женщинам на предплечьях и кистях рук, причём на каждом острове было своё расположение и узор татуировки, которая называлась хадзити. Татуировки на руках указывали на семейный статус женщины, завершение их жизни до брака отмечали как праздник. На одних островах бытовали поверья, что женщина без хадзити будет страдать в потустороннем мире, на других эти татуировки считались своего рода пропуском в другой мир.
В течение VII века обычай татуировать тело претерпевает изменения. В мифологическо-летописных сводах «Записи о делах древности» (Кодзики, 712 г.) и «Анналы Японии» (Нихон-сёки, 720 г.) татуировка упоминается как обычай, распространённый на окраинах страны, а также как способ наказания. Другие японские источники VIII века свидетельствуют о том, что и в японской древности татуировка якобы использовалась как средство наказания преступников. Однако в других источниках более позднего времени нет значимых упоминаний японской татуировки: в них внимание смещается на такие традиции как чернение зубов, использование белил, и до начала XVII века ирэдзуми не упоминается в исторических источниках и не изображается на картинах. Существует множество предположений о том, что стало причиной таких изменений, но точного ответа всё ещё нет.
«Возрождение» татуировки
С окончанием периода Сражающихся провинций (1467-1573) и наступлением долгого мира в период Эдо (1603-1868) вновь появляются сведения об использовании татуировки. Источники сообщают, что приблизительно с XVII века в разных районах Японии преступников стали отделять с помощью татуировок от остального законопослушного населения. При этом в разных провинциях и княжествах метки в виде татуировок ставились по-разному. Чаще всего такая татуировка наносилась на внутреннюю поверхность рук и могла представлять, например, двойную линию вокруг бицепсов левой руки (за каждое следующее преступление прибавлялось по линии) или же иероглиф «аку» («злодей»). При этом источники упоминают и такие варианты, как изображение собаки на лбу, круг на левом плече и др. Специфика нанесенных татуировок позволяла без труда понять как характер совершенного человеком преступления, так и количество совершенных преступлений.
Тем не менее, татуировка использовалась не только в качестве наказания. Так, можно отметить, что её использование было обычным делом и в среде куртизанок. Причем помимо самой куртизанки татуироваться мог и любовник, пожелавший связать с ней свою судьбу. Самой простой татуировкой возлюбленных были «родинки», наносившиеся на руки таким образом, что при сцеплении ладоней они взаимно покрывались большими пальцами, что было возможно только при одновременном татуировании. Существовали и любовные надписи, которые обычно сводились к предельно лаконичным выражениям верности: имя возлюбленного (возлюбленной) с последующим иероглифом «иноти» — «судьба», что должно было означать серьезность намерений обоих возлюбленных.
Упоминание ирэдзуми мы находим и в визуальных источниках. Популярный китайский роман «Речные заводи», рассказывающий историю о судьбе и подвигах 108 «благородных разбойников», иллюстрировался художником Утагавой Куниёси. Изображения харизматичных героев, покрытых татуировками, полюбились читателям, и позже татуировку можно было увидеть в серии гравюр того же художника с куртизанками. Подобный успех повлиял и на театральное искусство, поэтому в таких пьесах, как «Пять разбойников», главные роли исполнялись актёрами в одежде с изображением татуировок. В дальнейшем гравюры уже другого художника, Утагавы Кунисада, с актёрами театра Кабуки с ирэдзуми также снискали большую популярность, что способствовало развитию традиции нанесения ирэдзуми на большую часть тела и росту популярности татуировки в целом.
Конец первой части статьи об истории ирэдзуми.
Источники использованных в статье иллюстраций:
Фотографии с хадзити:
・Hajichi - Wikipedia
Ирэдзуми в качестве меток на преступниках:
・Crime and punishment in Japan during the Edo Period included tattooing the faces & arms of criminals | Dangerous Minds
Ирэдзуми и куртизанки:
・Tsukioka Yoshitoshi: Itaso - Painful - Japanese Art Open Database - Ukiyo-e Search
・A Yujo being Tattooed 1930s | Although tattoos were consider… | Flickr
Иллюстрации к роману «Речные заводи»:
・print | British Museum
・Utagawa Kuniyoshi: Zhang Shun, the White Streak in the Waves (Rôrihakuchô Chôjun), from the series One Hundred and Eight Heroes of the Popular Shuihuzhuan (Tsûzoku Suikoden gôketsu hyakuhachinin no hitori) - Museum of Fine Arts - Ukiyo-e Search