Найти тему
Деньги Мира

Швейцарский Франк. Серия 6: Верность Традициям

После всплеска количества поддельных денежных знаков, которые пришёлся на середину 60-х годов, руководство Швейцарского Национального банка приняло решение об очередной замене находящихся в обращении банкнот. При этом решено было не ограничиваться сменой дизайна и совершенствованием способов защиты банкнот, был принят ряд мер организационного характера, направленных на радикальную смену политики в деле выпуска денежных знаков. Отныне весь процесс разработки и выпуска новых знаков в обращение (планирование выпуска денежных билетов, подготовка вариантов их дизайна, организация работы художников, дизайнеров и граверов, взаимодействие с производителями красок, специальной бумаги и печатного оборудования) целиком и полностью протекал под руководством, контролем и надзором служб Национального банка. Было принято решение радикально сменить дизайн банкнот, сделать его в духе времени, усложнить, насытить деталями. Кроме того, банк призвал дизайнеров учесть очень важную рекомендацию экспертов - уделить больше внимания портрету, как одному из наиболее сложных для подделки элементу. Именно по этой причине из числа представленных на конкурс проектов новых франков был выбран занявший второе место проект супругов-художников Эрнста и Урсулы Хистанд (первое осталось за проектом художников Элизабет и Роже Пфюнд); на их эскизах портреты вышли довольно большого размера и при этом смотрелись весьма органично. На обороте – рисунок, сюжет которого так или иначе связан с персонажем лицевой стороны (при этом обратная сторона печаталась в вертикальном виде – по мнению экспертов это должно было облегчить использование банкнот в торговых автоматах). Ещё одно новшество: значимые надписи (достоинство купюры и название Швейцарского Национального банка) теперь печатали на четырёх языках, а не на трёх, как раньше. К немецкому, французскому и итальянскому языкам добавился романшский язык (язык малого народа – романшей, проживающих в кантоне Граубюнден).

Всего для шестой серии швейцарских банкнот были подготовлены знаки шесть номиналов – 10, 20, 50, 100, 500 и 1 000 франков.

Первой была выпущена осенью 1976 года купюра в 100 франков. Она была посвящена творчеству великого итальянского архитектора XVII века Франческо Борромини (он был уроженцем Тичино). На лицевой стороне – его портрет. На обороте – одно из самых известных его творений, шедевр барокко, церковь Сант Иво алла Сапьенца в Риме (на лицевой стороне дан фрагмент её чертежа).

Весной 1977 года серию продолжили билетом в 500 франков. На ней изобразили другого учёного и естествоиспытателя – Альбрехта фон Халлера, жившего в XVIII веке. Кроме ботаники, сферой его научной деятельности была анатомия человека. Именно поэтому на купюре изображение цветка орхидеи соседствует со схематическими рисунками, изображающими мышечную и кровеносную системы человека. Рядом с портретом учёного – вид на перевал Гемми.

В 1978 году в обращение поступили знаки в 50 и 1 000 франков. На пятидесятифранковом билете изображён портрет учёного XVI века Конрада Гесснера (работы художника Тобиаса Штиммера), естествоиспытателя и натуралиста, исследовавшего животный и растительный мир. Его исследования символически выражены в изображении на обороте билета филина и стебля первоцвета (примулы, нынче изображённой на австрийской монете в 5 центов). Учёный изображён на фоне текста из его «Книги животных», рядом – изображение какого-то зверя из этой книги. Рисунки на обороте – это гравюры на дереве, выполненные Гесснером для его другой книги, «История животных».

Тысячный билет посвящён научному наследию Огюста Фореля, психиатра и невролога. Рядом с его портретом – схематическое изображение мозга человека, исследованиями которого занимался Форель. Фон билета выполнен в виде стилизованных изображений нервных клеток.

Многие свои открытия Форель сделал, наблюдая за жизнью муравьёв, проводя над ними опыты. Поэтому на обороте билета помещены изображения муравьёв разных видов, а также стилизованное изображение муравейника.

В 1979 году серию завершили билетами в 10 и 20 франков.

На первой из них – портрет математика и физика Леонарда Эйлера, известного своими великими открытиями в этих науках. Фон билета выполнен в виде кругов Эйлера - геометрических окружностей, наглядно демонстрирующих отношения между множествами и подмножествами. На обороте – рисунок гидравлической турбины, схематический рисунок Солнечной системы и чертёж, показывающий ход лучей в системе линз. Этот коллаж наглядно показывает широту научных интересов великого учёного.

Сюжет двадцатифранковой купюры касается темы Альп и альпинизма. Как же рассказывать о Швейцарии и обойти тему гор?

Художники раскрыли эту тему так.

На лицевой стороне – портрет Ораса-Бенедикта де Соссюра, швейцарского учёного XVIII века. Он увлекался ботаникой, но изучение растений часто требовало подниматься в горы, и постепенно де Соссюр полюбил родные Альпы и увлёкся геологией. Проводя свои научные изыскания он поднимался на горные вершины, проходил тяжёлыми горными тропами. В дальнейшем, в свои походы по горам он брал с собой сына. На обороте билета показана сцена такого похода - восхождения на один из альпийских ледников (изображены де Соссюр с сыном и типичная горная экспедиция того времени). На заднем плане - величественный вид пика Беллаваль (входит в массив Монблан).

На фоне гор помещено стилизованное изображение раковины доисторического моллюска аммонита. Дело в том, что такие раковины часто находили в горах, но не могли дать научного объяснения – как морские раковины оказались в горах? Де Соссюр нашёл ответ на вопрос, объяснив эти находки тем, что когда-то на месте Альпийских гор было море.

Купюры шестой серии по праву считаются одними из самых эстетически оформленных банкнот в мире, их создатели подошли к своему делу ответственно. Пришедшие им на смену в 90-е годы купюры восьмой серии в какой-то мере считаются продолжением идей, заложенных в их предшественниках.

Знаки шестой серии были изъяты из обращения в 2000 году.

Что же касается проекта, разработанного Элизабет и Роже Пфюнд, то он в стороне не остался: на его основе были созданы банкноты седьмой серии (резервной) – на случай чрезвычайных обстоятельств.

см. также:

#швейцарский франк #деньги мира #нумизматика #бонистика #швейцария #европа #наука