Развитие уже существующих и появление новых технологий печати (таких как лазерное копирование) в 80-е годы поставило под сомнение защищённость швейцарской валюты. Фальшивомонетчики довольно скоро освоили выпуск поддельных билетов шестой серии (прежде считавшихся сложными для имитации), так что уже в 1991 году было принято решение о подготовке новой серии купюр. Для участия в конкурсе было приглашено 15 художников и дизайнеров; Швейцарский национальный банк в условиях конкурса указал, что на новых банкнотах должны быть портреты деятелей культуры и искусства Швейцарии, а также (как и раньше) символы, раскрывающие суть их деятельности. В результате, победил проект Розмари Тисси и Йорга Зинцмайера. Победивший вариант представлял собой весьма футуристично выполненные купюры в тех же номиналах, что и прежде (только купюру в 500 франков заменили на 200-франковую). На их лицевых сторонах были портреты конкретных людей и их небольшие фотопортреты в рабочей обстановке. На обороте поместили сюжеты, относящиеся к их творчеству. Рисунок на них с обеих сторон был помещён вертикально – так было и на знаках предыдущей серии, но только с оборотной стороны. Дело в том, что в Европе получили широкое распространение торговые автоматы, и такое решение оформления купюр вполне соответствовало для расчёта ими через такие автоматы.
Самой первой (осенью 1995 года) была выпущена купюра в 50 франков. Её тема – живопись. Лицевую сторону знака украшал первый в истории швейцарской валюты женский портрет – это был портрет художницы Софи Тёйбер-Арп, известной своими работами в стиле дадаизма и абстракционизма. На обороте – самая её известная работа, «Дадаистская голова» и фрагменты других работ.
Годом позже в обращение запустили билет в 20 франков - «Музыка», с портретом композитора Артура Онеггера. На обороте – коллаж из изображений частей музыкальных инструментов, нот и локомотивного колеса. Этот рисунок символизирует одно из главных произведение Онеггера – музыкальную поэму «Пасифик-231», передающую его впечатления от поездки на этом мощном поезде, композитор очень любил поезда и в своих произведениях старался передать «их внутреннюю сущность!».
В 1997 году серию продолжили знаки в 10 и 200 франков.
Билет в 10 франков – «Архитектура» - прославляет память выдающегося швейцарского архитектора Шарля Эдуарда Жаннере-Гри, больше известного по псевдониму Ле Корбюзье. На обороте – фасады спроектированных им зданий, схема правительственного района в индийском городе Чандигарх и разработанная Ле Корбюзье «модулорная шкала пропорций».
Тема швейцарской литературы раскрыта на знаке в 200 франков с портретом писателя Шарля Фердинанда Рамю. На обороте – горные пейзажи Швейцарии (массив Дьяблере, Женевское озеро; вообще, Альпы занимают большое место в творчестве Рамю) и фрагмент рукописи книги о композиторе Игоре Стравинском.
В 1998 году выпуск банкнот восьмой серии был завершён выпуском знаком в 100 и 1 000 франков.
Сотенная купюра посвящена скульптуре, на ней - портрет выдающегося скульптора-модерниста Альберто Джакометти. На обороте – характерные (довольно своеобразные) образцы его творчества – бюст «Лотар II» и скульптура «Шагающий человек».
Наконец, тысячная купюра посвящена теме изучения истории культуры и искусства. Изображён Якоб Буркхардт – знаменитый исследователь европейской культуры, основатель науки культурологии, известный своими исследованиями эпохи Возрождения. На обороте – фрагмент фасада Палаццо Строцци (дворца эпохи Возрождения во Флоренции), а также фрагмент Пергамского алтаря и купол Пантеона в Риме – символы античной культуры, ставшей почвой для культуры Возрождения. Рядом фрагмент титульного листа книги «Размышления о всемирной истории».
Эта серия швейцарских банкнот находилась в обращении до 2021 года. В настоящее время идёт замена этих банкнот на банкноты девятой серии.
см. также:
#швейцарский франк #деньги мира #нумизматика #бонистика #швейцария #культура #искусство