Найти тему
Изучаю людей

Выйдет ли в норму?

Чем младше ребенок с проблемами в развитии - тем более он странен, тем более отличается, даже с сохранным интеллектом. Чем более он странен - тем более его отвергает детский социум, для которого слово "должен" и рассуждения о милосердии всеобщем равенстве пока точно такой же пустой звук, как и для нашего героя. С этим ребенком либо интересно играть, либо нет, точка.

Выйдет ли в норму? А если не норма, то что? Я, пожалуй, начну с конца. С тех случаев, когда не норма, но в целом все достаточно оптимистично. Бывает ли такое? Бывает. 

В предыдущих статьях я рассказывала про такой диагноз, как дизартрия. И это как раз тот случай, когда нормы не будет. В предыдущей же статье я приводила пример с миопией, которая, если не брать в расчет хирургические манипуляции, тоже история пожизненная. Ну и что, живу я всю жизнь со зрением -8. И даже родила четверых вполне естественным путем. Да, этот недуг доставляет мне определенный дискомфорт - мне бесполезно пытаться высмотреть рыбок, ныряя в маске,например. Очки я носить не люблю - предметы в них кажутся меньше, а я люблю видеть реальный мир. Предпочитаю линзы, и после пары десятков лет их использования синдром сухого глаза мой верный спутник. Не норма. Но и не инвалидность. Так, некоторые ограничения. 

То же самое и дизартрия. Логопед хорошо поработал с ребенком, его речь практически чистая. Так, с какими-то нюансами человек разговаривает.

Даже с изюминкой определенной - скажет человек, далёкий от логопедии, а логопед понимающе кивнет - знаем мы этот изюм.  Знаем - но не надо ко мне приводить этого ребенка ещё на пять лет работы, в этом нет особого смысла. Гораздо полезнее просто делать артикуляционную гимнастику по 10 минут каждый день. Никаких других волшебных таблеток и исцеляющих интенсивов в этом случае не придумано.

Дизартрия - это часть вашей жизни теперь, и в этом ничего особо ужасного нет. Надо знать про себя, или про ребенка, что любое достаточно тяжёлое соматическое заболевание, стресс - могут дать ухудшение речи. А, к примеру, три месяца на море в блаженном ничегонеделании - сделать речь практически нормальной. Спокойный спорт, курсами массаж, витамины и прочий ЗОЖ - ваши друзья и помощники. Живём. Ну да, есть проблема. Но бывает и хуже. 

Кстати. Ребенок с дизартрией - не обязательно дисграфик. Во всяком случае не акустический дисграфик. Другие формы дисграфии ни у кого никто не отменял, только вот с дизартрией они не связаны.

Акустические дисграфические ошибки скорее допустит ребенок с легчайшим нарушением произношения, например, таким, как замена Л на В. Это нарушение тоже часто принимают за изюминку в речи, вот только потом, в школе, ребенок с такой изюминкой, не смущаясь, напишет Вопата и, напротив, Лоробей. Как слышит, так и напишет. Не различая В и Л на слух, смешает и в тетради. У ребенка же с дисграфией звуки, выдаваемые им в эфир, аналогов в алфавите не имеют. У него не замены, у него - искажения. Он не может произносить иначе, но искажая звук он, тем не менее, соотносит этот искаженный - со вполне конкретной правильной буквой. И писать будет правильно. Но это так, лирическое отступление. Дисграфия тоже не катастрофа, разберемся.

А вот если аутизм? Тоже пожизненная история, есть ли в ней место оптимизму? Мое мнение и опыт - при сохранном интеллекте - да, вполне. Вообще, сохранный интеллект - это тот Мюнхгаузен, который за волосы из болота вытянет всё, любые дефициты. Неговорящий человек с ДЦП с сохранным интеллектом освоит печатание и коммуникаторы и будет жечь глаголом в соцсетях, приобретая армию преданных поклонников.

Человек с сохранным интеллектом и аутизмом дорастет до анализа и понимания причин и следствий, а с этим, кстати, у людей с аутизмом бывает получше чем у нормы - и разложит в своей голове все по мысленным полочкам - ага, в этой ситуации нормальные ведут себя вот так, а в этой - так. Понял, записал, применяю.

Интеллектуально сохранные взрослые аутисты часто внешне полностью мимикрируют под обычных, при этом обычными - не становясь. Общаются, дружат, работают, создают семьи, рожают детей. Через голову, не интуитивно, осваивая тонкости социального поведения. Тратя на этого огромное количество сил и энергии - это более извилистый и трудный путь. Часто приобретая депрессии и панические атаки.

Скорее оптимистичная история, перед нами человек самостоятельный и социализированный - но всегда надо помнить, что равновесие это очень хрупкое, энергия может истощиться. Такой хорошо компенсированной матери очень нужна помощь с детьми, такому мужу - необходимость спать под разными одеялами с женой, и так далее, и тому подобное. 

Посмотрели с надеждой на своего ребенка, пока что очень странного, почти неговорящего, со сверстниками не общающегося - да я его жене сама два разных одеяла куплю, если проблемы останутся только эти!!! Наша ли вообще история? Вполне возможно, что да. 

Маленький ребенок на осознанную интеллектуальную мимикрию под социум пока не способен. Он живёт сиюминутными импульсами и интересами - сейчас странными и специфическими. "Должен" - для него слово, лишённое смысла. Поэтому чем он младше - тем более он странен, даже с сохранным интеллектом. Чем более он странен - тем более его отвергает детский социум, для которого слово "должен" и рассуждения о милосердии всеобщем равенстве пока точно такой же пустой звук, как и для нашего героя. С этим ребенком либо интересно играть, либо нет, точка.

Сначала герой нашего оптимистичного с оговорками сценария научится адекватно взаимодействовать с близким взрослым - понимать и выполнять инструкции, отвечать на вопросы и задавать их. Потом сможет взаимодействовать с остальным взрослым социумом - мы, взрослые, можем к странностям снизойти. Подождать, повторить, помочь. И лишь потом, уже ближе к подростковому возрасту, на это начинают быть способны окружающие дети. И в это же время у нашего героя появляется функция анализа. И, наконец, начинаются отношения с себе подобными. К сожалению, не раньше. К счастью - все же начинаются. 

Как облегчить жизнь такому маленькому ребенку и его маме? Ведь он тянется к детям. Обнимает всех на площадке. Бегает за детьми. А они от него. Уйди, странный.

Помимо коррекционной работы я советую разновозрастные малокомплектные группы детских садиков. Государственные такие есть, но мало. В основном частные, Монтессори, Вальдорф. Вальдорф предпочительнее - именно в этих садиках осознанно и настойчиво культивируется совместная игра, воображение и отношения - все то, что проседает у нашего героя. А в разновозрастной группе он найдет себе друга по уровню и интересам. 

А умственная отсталость? Какие нарушения ведут к ней? Обсудим в следующей статье.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте .

Диагностический курс "Проблемы в развитии" - действительно летнее предложение.