К 1340-м годам Улус Чагатая, занимавший земли Центральной Азии, фактически распался на ряд полунезависимых владений, правители которых изгоняли и убивали осевших на этой земле за 120 лет монголов, причём особую жестокость в этом деле проявляли такие же монголы, успевшие понять, откуда дует ветер и вовремя переметнуться в стан победителей. Тем же монголам, кто сохранил свою этническую принадлежность, оставалось только уйти или погибнуть, но был ещё и третий путь - присоединиться к племени булагатов, которые в это самое время создали своё независимое ханство в пределах Тянь-Шаня и Монгольского Алтая.
Булагаты, бывшие одним из самых боеспособных подразделений в армии Монгольской империи, оказались в Средней Азии в составе полчищ Чингисхана ещё в 1220-х годах и после победоносного окончания завоевательных походов были оставлены в Маверранахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи) для несения гарнизонной службы. За прошедшие с момента завоеваний годы булагаты сохранили в полной неприкосновенности монгольский дух, выражавшийся в отсутствии даже намёка на ассимиляцию тюрками и таджиками, что предопределило их судьбу: когда Улус Чагатая стал разваливаться на части, булагаты сразу стали главной мишенью для всех тех, кто хотел поквитаться за сто с лишним лет рабства и унижений. Все попытки булагатов удержать свои позиции в Маверранахре окончились провалом и тогда они были вынужденны были уйти на Тянь-Шань, где основали собственное ханство Булагачи. Природные твердыни стали преградой для одержимых жаждой мести среднеазиатских воинов, но булагаты не стали ограничиваться помощью со стороны природы и возвели на наиболее уязвимых участках своих границ ряд крепостей.
Ханство Булагачи оказалось жизнеспособным государством, достойно показавшим себя в войнах с чагатайскими эмирами и войсками Могулистана, но в 1390 году сюда вторгся со своей армией эмир Тимур, которому булагатам было противопоставить нечего, они были разбиты и большая их часть откочевала на родные земли вокруг Байкала, но некоторые булагаты остались в Средней Азии, войдя в состав киргизского и узбекского народов, готовя страшную месть тимуридам и она не заставила себя ждать.