Найти в Дзене
Трудный русский

Несколько преданий о священной горе Богдо

Оглавление

У Велимира Хлебникова, одного из поэтов Серебряного века, есть поэма под названием «Хаджи-Тархан», написанная в 1912 году. По поводу названия, явно восточного, есть разные мнения исследователей, но чаще всего говорят, что это древнее название города Астрахань (да и Астрахань – это переиначенное Ас-Тархан).

Велимир Хлебников родился в Астрахани, поэтому и воспел свой город в этой поэме. Сам автор говорил так: «У устья Волги встречаются великие волны России, Китая и Индии… Астрахань – окно в Индию».

Поэма представляет собой философские размышления о связи России и Азии, о близости славян, тюрков и монголов, о родстве христианства, ислама и буддизма.

Философские размышления автора накладываются на пересказ песни «кочевника-мальчугана», а этот мальчик поет о священной горе Богдо.

«Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова».

Гора Богдо – не сказочная выдумка, она реально существует в Астраханской области, неподалеку от соленого озера Баскунчак. Может быть, называть ее горой – это сильно сказано, высота ее всего 150 метров, однако это самая высокая точка в Прикаспийской низменности.

Местность вообще удивительная. Во-первых, виды на соседнее озеро Баскунчак напоминают какой-то космический пейзаж. Во-вторых, сама гора с одной стороны имеет красный цвет. К тому же в горе очень много пещер, и в ветреную погоду она издает гул – поет. Существовало калмыцкое поверье, что на восточном скалистом, скалистом склоне святой горы живет дух погибшего великана Цаган Эбугая – это он прогоняет нежеланных гостей страшными звуками.

А весной тут цветут дикие тюльпаны. Место это заповедное.

Богдо уул с калмыцкого языка переводится «священная гора». Уже в древности у монголов существовал культ горы Богдо. Несколько гор в мире имеют похожие названия. Говоря об Астраханской горе, уточняют «Большой Богдо» (так правильно, не «Большое»!), а в Казахстане есть Малый Богдо. Гора Богдо-Ула находится в восточном Тянь-Шане, а Богдо-Цасату – около юго-восточных границ Гоби.

Предки калмыков переселились в Поволжье из Джунгарии в конце 30–40-х годов XVII в. Для монголов гора выступала как знак родной территории. В Поволжье Богдо – единственная гора, поэтому она и стала объектом поклонения.

С нею связано несколько преданий. Велимир Хлебником пересказывает одно из них в своей поэме:

«Слово песни кочевое
Слуху путника расскажет:
Был уронен холм живой,
Уронил его святой,
Холм, один пронзивший пажить!
А имя, что носит святой,
Давно уже краем забыто».

(Пажить – это полузабытое русское слово, то же, что пастбище).

Предание о Далай-ламе

Сама легенда звучит так: Далай-лама решил принести с Урала земли в болотистую приволжскую степь. Он насыпал большой мешок земли, взял с собой хлеба, соли и пошел в степь. Устал, присел передохнуть и отсыпал часть земли из мешка – так появился Малый Богдо. Из последних сил понес Далай-лама дальше свой неподъемный мешок, но в конце концов упал под тяжестью своей ноши, а земля в мешке превратилась в гору. Скорее всего Хлебников опирался именно на эту версию легенды. Холм у него живой, потому что это земля с далекой родины.

Предание о двух монахах

По другой легенде Далай-лама поручил двум буддийским монахам перенести гору с Урала в Поволжье. Святым людям это было вполне по силам. Но один из них, увидев прекрасную казашку, соблазнился женской красотой и согрешил мысленно, проявил тем самым слабость духа, вот и упала гора на бедных монахов, окрасившись с одной стороны их кровью. Так и стоит с тех пор на этом месте. А сам Далай-лама лил горькие слезы на месте гибели своих учеников, и эти слезы образовали озеро Баскунчак.

Предание о двух богатырях – отце и сыне

Есть и третья легенда. Жили в степи два богатыря: отец и сын. Пасли они овец, но летом в ровной степи среди высоких трав терялись овцы, да и волков тоже скрывала трава. Решили богатыри, что нужно соорудить возвышенность, чтобы наблюдать за стадами. Отправились на Урал, взяли по огромному камню: отец – побольше, сын – поменьше и понесли домой. Силы у младшего богатыря иссякли раньше, опустил он камень, прилег отдохнуть и умер. Стала гора Малый Богдо. Отец похоронил сына и дальше потащил свою ношу, но, проходя мимо соленого озера, решил захватить еще щепотку соли домой, нагнулся, и гора его придавила, от богатырской крови окрасившись в красный цвет.

В южном Поволжье до прихода калмыков жили казахи и киргизы, и тюркские легенды об этой горе тоже существуют.

Предание о пастухе и байской дочери

Жил в этих краях очень богатый бай, у него была дочь-красавица. Полюбили друг друга молодой пастух и байская дочь. Узнал пастух, что бай решил отдать дочь за другого. Пришел пастух к хозяину, попросил отдать дочь в жены ему, а не старому богачу. Бай пришел в ярость, приказал слугам наказать бедного пастуха. От их побоев молодой человек умер. Девушка пришла оплакивать его на подножии горы, и ее слезы наполнили ложбину, в которой образовалось озеро Баскунчак.

Впрочем, эта легенда касается скорее озера Баскунчак, а про него отдельно много легенд. Одно то, что слово Баскунчак с казахского переводится «собачья голова» – это уже повод придумать какое-то обоснование. Но хватит, наверное, и так большая статья получилась.

А Велимир Хлебников очень правильно писал о евразийскости России. Россия – особая цивилизация.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Какая ты, калмыцкая красавица?

Что за чудо – калмыцкий чай!

Какую одежду носили калмычки во времена Пушкина?

#лингвистика #фольклор #россия #калмыкия #монголы #литература