Базовый уровень комфорта населения с каждым годом растёт. Наше жилище, наша работа, лёгкость общения и передвижения не сравнить с теми, что были сотню лет назад.
Моя бабушка стирала в корыте и реке, моя мама - в стиральной машине, напоминающей цилиндрический бак с двумя валиками для отжима, а я - в стиралке-автомате. Надеюсь, моя дочь будет стирать в машине, которая в том же барабане высушит и отпарит выстиранное. Такие уже есть и даже не слишком дороги.
Для наших бабушек телевизор был фантастической роскошью, да и домашний телефон стоял далеко не в каждой квартире. Кто бы в те времена мог подумать, что «телевизор» и телефон можно носить в кармане и звонить любому человеку откуда угодно?
Я видела, как мою младшую сестру заворачивали в тканевые «многоразовые» подгузники из старых простыней. Меня и брата, разумеется, тоже, только я этого не помню. Сейчас уже мало кто может представить себе младенца без одноразового «памперса».
Раньше люди ради естественных надобностей бегали на двор и не считали это проблемой. Сейчас в каждой квартире есть тёплый уютный туалет и ванная, где из крана в любой момент льётся горячая вода. И так далее. Перечислять все изменения не вижу смысла. Речь лишь о том, что наши бабушки, особенно те, кто пережил войну, и современные мамы под словом «трудности» понимают совершенно разные вещи.
Многие из сегодняшних мам уверены, что невозможность спать 8 часов без перерыва - это пытка. Просто потому, что до появления ребёнка они с таким препятствием собственному комфорту не сталкивались и потому, что им не с чем сравнить. В мамских сообществах первые месяцы жизни ребёнка многие описывают как беспрерывный кошмар. Ну, не знали девушки, что ребёнок может плакать по несколько часов и не спать. При этом ещё и «висеть» на груди. Вот эта невозможность принадлежать себе, как-то планировать своё время, особенно портит жизнь молодым мамам. И они начинают ненавидеть за ложь тех, кто когда-то говорил им, что ребёнок - это счастье.
Уход за детьми стараются тоже облегчить и автоматизировать по максимуму: если бы моей бабушке, вырастившей четверых, показали видеоняню, кокон для младенцев, люльку с функцией качания и мобилем, детский шезлонг, рюкзак, подогреватель, стерилизатор для бутылочек, развлекательный коврик, дистанционный термометр и ещё кучу разнообразных приблуд, она бы, наверное, удивилась. Ведь в мире её бабушек и мам, в котором она выросла, ничего такого не было.
Тем не менее, материнство остаётся одним из тех видов деятельности, которые требуют полного включения в процесс. Женщины ненавидят обесценивание материнства и имеют на это право. Это действительно сложнее, чем «не материнство».Термин «яжемать» считаю необходимым запретить для употребления теми, кто не родил и не вырастил хотя бы одного ребёнка.
И добавьте сюда же материальную зависимость от других членов семьи - в большинстве случаев от отца ребёнка, поскольку лишь единицы мам способны полностью обеспечивать себя в декрете и (или) накопили достаточно денег на этот период.
Да, действительно, женщины вправе раздражаться в отношении тех, кто говорит им, что время нужно уделять не только ребёнку, но и мужу, что нужно похудеть, как можно быстрее и выглядеть наиболее привлекательно для супруга. Элементарно для того, чтобы не лишиться источника средств к существованию. Любой, кто испытывает давление с двух сторон, например, со стороны ребёнка и со стороны мужа (а, как правило, ещё и со стороны родственников), имеет полное право раздражаться и негодовать.
Итак. Молодые мамы, как только до них доходит мысль, что прежней спокойной жизни уже не будет, а вот эти ответственность и тревога, если не навсегда, то надолго, испытывают панику и отчаяние. Сложно открыть своё сердце для любви к младенцу, если видишь в нём только своего тюремщика.
Лично меня в тоскливое недоумение или даже священный ужас приводили дневные меню для детей, публикуемые в мамских журналах. Складывалось ощущение, что любая мама должна пожалеть, что решилась родить, как минимум, потому, что с утра до вечера нужно варить, парить, натирать, запекать, взбивать. Неее, в баню! Может, кому-то эти меню и помогли. Но точно не тем мамам, которым в декрете понравилось.
А что стоят рекомендуемые прогулки с коляской три раза в день по часу-два! Нее, дитя в слинг-шарф и куда глаза глядят. Можно в гости, а можно в торговый центр, музей или кафе. Ребенку-то до фонаря: тепло, покачивает и еда рядом.
Строгие ревнители стерильности, защищающие детей от летающих в городском воздухе микробов тем, что заставляют их матерей сидеть дома – катитесь-ка дружно в баню! Материнство должно быть настолько удобным и освобождённым от идиотских советов и требований, насколько это возможно.
А помните рассказ А.П. Чехова «Спать хочется»? Ну так вот, довести до такого состояния можно любую маму, особенно, если она перфекционистка. А если мама инфантильна (а какие объективные предпосылки ей не быть таковой, если до этого момента она сама была ребенком, не важно какого возраста), то она может и швырнуть ребенка, и голову ему «стрясти» и руку вывернуть в раздражении. Это печально.
У Людмилы Улицкой в книге воспоминаний детей послевоенной поры «Детство 45-53: а завтра будет счастье» приведена страшная история.
Рассказ ведётся от лица женщины, а тогда – маленькой девочки, которую родители отдали в ясли почти сразу после рождения (это было требование времени – все свободные руки были необходимы для восстановления разрушенного войной хозяйства). На спящих детей напали обезумевшие от голода крысы. Погрызли им носы, уши, губы, шеи. От повреждений и инфекции многие малышей умерли: из 40 осталось в живых только 10. И те провели почти полгода в изоляции от родителей в инфекционном боксе. Раны не заживали, лекарств не было, и фельдшер прижигал их солнечным лучом через увеличительное стекло.
Сейчас такое читать дико. А ведь это было мене сотни лет назад и многие ровесники этой девочки еще живы (а может, и она сама еще среди нас).
Но представьте себе радость родителей и ребёнка, когда после всех этих испытаний, выживания и выздоровления, они, наконец-то, смогли быть вместе!
Так что моё мнение: растить одного здорового ребёнка в условиях современного жилища – это точно не ад. А вот когда малыша живьем пожирают крысы, а ты ничего с этим не можешь сделать – это ад.
Кто не познал трудностей, не сможет оценить и счастья.
Я думаю, если поменьше слушать советчиков, не упахиваться на хозяйстве и спать во всякий момент, когда это возможно, то младенчество вашего ребенка вам запомнится, как очень счастливое время.