Найти тему
Счастливый амулет

Прошу на выход. Глава 42. Окончание

Оглавление

"Когда в стране настали смутные времена, эта семья как-то их и не заметила сначала. Да и после, пережив все трудности благодаря тому, что они всегда все были вместе и помогали друг другу, эти трудности мало коснулись их. Просто жизнь стала немного… другая..."

Художник Владимир Юрьевич Жданов
Художник Владимир Юрьевич Жданов

Начало.

Глава 42. Окончание.

Наверное, пройдя всё это, заслужила Настя себе спокойные года. Отпустила ли она своё прошлое, либо прошлое отпустило её, кто же скажет. Но именно с того самого дня, как покинул Семён её дом, жизнь Настина перестала быть ожиданием, а стала просто жизнью.

Нет, она, конечно, не перестала волноваться за своих детей, как и любая мать, не перестала тревожиться, как же там её Серёжка, и как Анютка, и откуда у Никитки синяк. Но это было не то, наверное, эти страхи и есть та самая неотъемлемая часть счастливого материнства.

Не потревожил их Семён, никогда больше не появившись в Теремках. Только однажды увиделась с ним Настя, и это была последняя их встреча. Но было это гораздо позднее описанных в рассказе событий. У Настасьи и Николая уже были внуки, когда от Ирины вдруг пришла телеграмма… Семён умирал в больнице. По всей видимости годы, проведённые в местах лишения свободы, не прошли для него даром, а век его заканчивался ровно от той же самой болезни, от которой угасла когда-то Светлана.

Настя никому не говорила этого, но сама она считала, что всё это неспроста, и что так аукнулись Семёну слова не простившей его Светланы и её проклятие. Получив телеграмму, Николай тут же отправился в больницу, потому что прекрасно понимал – Ирина отправила известие вовсе не потому, что беспокоилась за брата и как-то хотела ему помочь… А просто потому, что больше было некому – Геннадия Анатольевича не стало пятью годами раньше, так что – если что и нужно было брату, то Ирина явно не собиралась это делать.

- Настюш… я с доктором поговорил, - вернувшись, сообщил Николай, - Говорят, может еще неделю, а то и меньше… Печень…

Не спалось в тот пятничный вечер Насте, всё думала, вспоминала… Усмехнулась самой себе – видимо, с годами мы все становимся сентиментальнее что ли. И как бы ни было там между ней и Семёном раньше, а она жалела его, и прожитую им впустую жизнь.

В субботу утром собрались они с Николаем, и поехали к Сергею. Он давно уже жил в Покровском, был женат на своей Катюше, и они снова ждали прибавления в семье, первенцу, Коле, было уже семь лет.

А в воскресенье в больничную палату к Семёну вошли Настя и Николай. В коридоре ждали своей очереди Сергей и Анна, которые приехали больше по просьбе матери, чем по зову души.

- Простите его, не ради него, а ради самих себя, - собрав детей, говорила им Настя накануне этого визита, - Пусть уйдёт с миром, пусть упокоится! За свои дела ему самому ответ держать, а вам – за свои, потому и прошу вас – простите.

Упрямая Анютка вскинула было подбородок, но глянув в глаза матери, вдруг передумала говорить то, что собиралась. Как-то призадумалась, глянула на брата, потом на отца…

- Мам, ты права, - сказала Анютка Насте, - Я иногда думаю про это всё… и уже не злюсь на него. И понимаю, что вот когда злилась, тяжелее мне самой и было. Ты права – пусть успокоится, и мы тоже… всё это отпустим.

Семён, увидев Настю у своей кровати, пошевелил тонкой рукой, и собравшись с силами, прошептал:

- Настюш, прости… ты прости, а перед Светой и моим отцом мне тоже скоро уже прощения просить время придёт. И…спасибо тебе, что вырастила детей… такими. Коля… и ты прости меня, брат. За всё меня простите.

Скупая слеза потекла по белой щеке, и Николай заговорил с братом, успокаивая, убеждая…. Всегда находил Николай нужные слова, всегда его плечо было рядом с тем, кому это нужно.

Простился тогда со всеми Семён, и прощения у всех попросил, может Бог, а может и семья дала ему такую возможность, потому что были они другими, не такими, как он сам… А Ирина не пришла к брату, ни в больницу, ни на погребение, которое было устроено в Теремках просто потому, что больше и некому, и негде.

А Настя простила. Не просто сказала слова, а по-настоящему простила Семёна, но только произошло это гораздо раньше – тогда, когда прочитав Светланино письмо, не стал он ничего говорить, поняв, что нет ему места в этом доме, в жизни детей, которые могли бы стать ему родными.

И жизнь в доме в Теремках звенела и смеялась, иногда, конечно и чуть грустила! Сергей, как уже было сказано, женился на любимой Катерине, у них двое сыновей, Николай и Алексей. Катерина работает детской медсестрой в Покровской больнице, а сам Сергей служит в местной войсковой части, потому что после службы в армии он не стал возвращаться в институт, поступив в военное училище. Это удалось ему с великим трудом, потому что камнем висело на нём прошлое его отца. Однако, множество характеристик победили эту строчку в его анкете, и карьера военного была у него впереди!

Анютка вышла замуж поздно, по местным деревенским меркам, до двадцати пяти лет убеждая семью, что вообще не собирается замуж и будет делать карьеру. Окончив институт, она получила профессию переводчика, изучив два языка, после чего отправилась работать в Китай, а после в Японию. Откуда вернулась уже не одна. Высокий светловолосый парень, смущаясь и робея, просил у Николая и Насти руки их дочери, которая озорно подмигивала сестре Маше, сидя с нею в другой комнате. Так в их семье появился Артём, коллега и сокурсник Ани, а теперь уже и муж.

Когда в стране настали смутные времена, эта семья как-то их и не заметила сначала. Да и после, пережив все трудности благодаря тому, что они всегда все были вместе и помогали друг другу, эти трудности мало коснулись их. Просто жизнь стала немного… другая.

Вот как раз в такое время, когда страна корчилась от сотрясавших её неурядиц, и явилась в Настин двор Ирина, чем удивила хозяйку несказанно. Настя сидела у летней кухни и перебирала веточки душицы, собранные ею на рассвете, когда скрипнула калитка и во дворе показалась она… постаревшая, будто высохшая, с недовольными складками на лице, сложившимися за много лет осуждения всего и всех в этом мире, у ворот стояла Ирина.

- Настя, здравствуй. А Николай дома? – голос Ирины звучал непривычно вежливо, - Ты уж прости, что я без приглашения….

Оказалось, визит родственницы снова не просто так состоялся. Практичная женщина, которая осталась без работы, потому что предприятие закрылось, приехала просить Настю и Николая помочь ей перебраться ближе к ним, в Теремки или Покровское, а квартиру в Подольске она собиралась сдавать в аренду квартирантам. Собрав все имеющиеся сбережения, Ирина хотела недорого купить небольшой домик «где-то поблизости».

- Всё же мы семья, вместе не так трудно, надо помогать друг другу, - заявила Ирина удивлённой Насте, - Мало ли, что раньше там было, у нас у всех старость впереди, что там той пенсии платят, копейки. А на земле всё же проще.

Настя осторожно поинтересовалась у Ирины, что же она умеет делать «на земле» и как собирается жить в деревне, где нужно топить печь, и вообще-то заниматься хозяйством. Поняв, что Ирина рассчитывает исключительно на их помощь, Настя прямо заявила, что у них свой двор и есть, чем заняться, и куда силы девать. Потому советовала хорошенько подумать, прежде чем осуществлять такой замечательный Иринин план. Помогать неожиданно вспомнившей о них родственнице никто спешить не станет.

Напившись предложенного хозяйкой чаю, Ирина дождалась брата, который в корректной форме, но всё же повторил почти в точности слова жены. Поджав недовольно губы, но так же вежливо попрощавшись, Ирина посмотрела на свои часы и заторопилась на рейсовый автобус, еще тогда ходивший до Теремков. Больше Ирина в гости почему-то не приезжала, и как слышала Настя, так и живёт в своей Подольской квартире.

Сейчас Теремки уже, конечно, не те… нет уже колхоза, а в деревне не осталось и половины домов, да и те больше используются хозяевами под летние дачи. Часть теремковцев перебралась в Покровское, кто-то уехал ближе к столице за лучшей жизнью, но в одном теремковском доме жизнь не замирала ни на минуту…

- Коль, ты чего, убери давай острое, - строжится Настя на мужа, - Сейчас Никита приедет, малышей привезёт, а у тебя тут и топор, и ножовка!

- Сейчас уберу, не ругайся, - смеётся в ответ Николай, - Ну и что, топор-ножовка? Я внукам обещал, что мы с ними будем делать птичий домик! Как без ножовки? А? Да и под моим присмотром ничего не будет!

Летом этот дом превращается в такой своеобразный «детский улей», потому что всех внуков привозят именно сюда. А как же? Чистый воздух, пруд, где можно купаться, песчаная коса у реки, с которой с дедом Колей так замечательно покидать удочку, да и бывает, что там даже большая рыба клюёт!

Взрослые, которые уже и побывали везде, в других странах, а сами в отпуск сюда стремятся – и Сергей с Катериной и сыновьями на выходные, и Аня с Артёмом и дочкой Леночкой, и Никита с женой Верой и дочками Варей и Дашей, и младшая Машенька, пока еще только с мужем Лёшей.

- Ну, вот и считай, хватит муки или нет, чтоб пирогов на всех хватило, - говорит Николай жене, когда та заводит тесто, ожидая приезда гостей, - Я могу сходить, купить, пока магазин-то открыт. Сама знаешь, Алевтина в пятницу раньше закрывается!

Беспокойная у Настасьи душа, всегда такой была. Или может привыкла за всё и всех переживать и просто уже не может жить по-другому… Достаточно ли теста она поставила, чтобы всем хватило угощения, ведь на Троицу приедут дети с семьями. И нужно договориться с Карасёвыми про молоко для внуков, у них корова хорошая, молоко вкусное, ребятишкам в самый раз, а Вареньке надо козье молочко, чтобы после болезни поправлялась! Где они там в своём городе такое попьют, полезное… Такая она, жизнь.

От Автора:

Ну вот, дорогие мои Друзья, закончился и этот рассказ. Написан он был лет девять примерно назад, теперь же уже нет в живых ни той, с кого написана Настасья, ни прототипа Николая. В 2020 году, в мае, угас Николай, а в августе того же года - Настя. А здесь, на нашем "Амулете" они живы, радуют нас своим светом, за что я их благодарю. Подаренная ими история многому меня научила и заставила задуматься. Надеюсь, и вы, мои дорогие Читатели, провели в Теремках много приятных часов.

Ниже вы найдёте подборку картин великолепного Владимира Жданова, листайте Галерею.

А новый рассказ - уже скоро, встречаемся на нашем с вами Канале.