Замечательная книга у меня есть – снова похвастаюсь. Называется «Круглый год», издана в Москве, издательство «Правда», в 1991 году. У этой книги есть подзаголовок «Русский земледельческий календарь». Составитель книги и автор предисловия – известный ученый, фольклорист Анна Федоровна Некрылова. Книга просто великолепная! Предназначена для массового читателя.
Некоторое время назад я написала статью «Сравним названия месяцев в украинском и белорусском языках». Один из комментаторов спросил: «А как назывались месяцы в России?», другой ему подробно ответил, и я думала, что никогда не вернусь к этой теме, если б мне не попалась в руки эта книга!
Русский народ, в широкой массе, ориентировался в году не по месяцам и числам, а по религиозным праздникам. Свой праздник был почти на каждый день года (а то и несколько праздников), а для некоторых святых было несколько праздников, тогда говорили: «На Николу зимнего», «На летнего Николу» и т.п.
С каждым таким праздником были связаны какие-то сельскохозяйственные работы (Россия большая, климат в разных регионах отличается, работы соответственно тоже не всегда совпадают), это отразилось в поговорках, присказках. С особо значимыми праздниками связаны какие-то обычаи, обрядовые действия, которые следовало в этот день сделать, или наоборот следовало не делать каких-то дел. На каждый день существовали свои приметы.
Так вот, в этой книжке расписан почти каждый день года! По каждому дню даны и поговорки, и обряды, и приметы. А еще на каждый день подходящие к случаю сказки, песни, загадки, игры и т. п.
Давайте я для примера вам расскажу о нескольких днях из разных времен года.
14 июня, Устин
В это время зреет рожь и другие культуры, крестьяне беспокоятся, какой будет урожай. Вот приметы: «Красное утро на Устина – красный налив ржи», «Дождливый и пасмурный Устинов день – урожай на лен и коноплю».
И подходящая к случаю пословица:
Рожь говорит: «Колошусь!», а мужик: «Не нагляжусь!»
16 сентября, Василиса, Домна
Василиса – со льнами торопися.
На Домну бабы собирают в дом всякую рухлядь, чтобы приобрести благополучие на осень.
Во многих местах особенно уважают старые, изношенные лапти, которые считаются верным средством от сглаза. Их подвешивают у крыш скотных дворов, по заборам у огорода, над воротами во двор.
14 января, Василий Великий, Васильев день
Если будет туман – к урожаю.
От ясного звездного неба в Васильев вечер ожидают хорошего урожая гороху, но при этом замечают, что если звезды к утру померкнут, то горох не дозреет благополучно (Тамбовская губ.).
Васильева ночь звездиста – лето ягодисто.
Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
Василий считался покровителем свиней, свинятником.
«Свинку да боровка для Васильева вечерка».
«На Василия великого свиную голову на стол» (Вологодская губ.).
Кишка свиная – еда не худая.
Лакомый кусочек скорее в роточек.
14 апреля, Марья – зажги снега, заиграй овражки, пустые щи
Марья половодье начинает.
Если разлив на Марию Египетскую, то воды будет много.
С Марии снег и за колодой растает.
Марья – пустые щи: изводится запас кислой капусты.
Существует и другое поверье, как Мария Египетская связана с пустыми щами. Эта святая считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей на Страшном суде тех, кто не раскаялся в блуде. Поэтому в некоторых регионах в честь этой святой строго постились.
Считалось, что в день Марии Египетской просыпается домовой, и поэтому нужно обманывать друг друга (это было распространено в городах). Девушки старались обмануть как можно больше людей, «чтобы женихи их не обманывали, а наоборот они водили молодых людей за нос».
Вот такой огромный пласт русской народной культуры связан с календарем.
#лингвистика #русский язык #фольклор #россия