Сейчас почти все международные изменения в спорте для нас являются абстрактными историями, но всё-таки, фигурное катание - такой вид, который мы готовы обсуждать даже жарким летом, даже когда нашим никакие «Гран-при», «европы» и «миры» не светят, и даже если ничего наши обсуждения не изменят.
Так вот в фигурке подняли возрастной ценз. Постепенно, за два сезона минимальный возраст поднимется с 15 до 17 лет. Голосовало на Конгрессе ИСУ за это подавляющее большинство, а в России это решение заранее рассматривали, как направленное именно против нашей страны. Но если до Игр в Пекине сомнения в изменении возрастного лимита могли еще возникать, то после скандала с Камилой Валиевой – никаких вариантов не осталось. Вы же помните про «защищенное лицо»? Вы же сами, возможно говорили, что «обижают ребенка»? Как соревноваться и получать медали – взрослый, а как скандал – так ребенок? Выступаешь на равных со всеми, а потом вдруг оказываешься на особых правах, потому что еще не достиг совершеннолетия? Не важно, был там допинг или не было, из России Камила или нет – сама ситуация абсурдна.
И касается, к слову, не только фигурки. В скейтборде на Олимпиаде в Токио выступали вообще 13-летние дети! В таком возрасте человек не только юридически, но и ментально просто не может не быть под влиянием родителей или тренеров, не может противостоять давлению, принимать самостоятельные решения. В том числе, ему трудно и отказаться от приема каких угодно препаратов.
Вспоминаю интервью кого-то из «гнезда Тутберидзе», боюсь напутать фамилию – но похожие фразы были в интервью почти всех девчонок: я выучу тройной аксель, и мне подарят собаку. Вот разве это уровень взрослого человека? Выучит прыжок, попадет на чемпионат мира и в награду ей разрешат завести собаку. Это всё безумно мило и трогательно, но это детский лепет.
А сколько реально длилась карьера Алины Загитовой? Если по календарю – полтора года! Потом были как бы размышления, как бы обещания снова выйти и побороться за место в сборной и т.п., но на самом деле Алина успела начать карьеру, выиграть все звания и уйти из спорта еще до того, как сдала ЕГЭ. Вам кажется это нормальным? И не хотелось бы вам, чтобы она выступала подольше? Вот эта же самая прекрасная Алина – чтобы продолжала выходить на лед на высшем уровне? Наверное, Тутберидзе и другим нашим тренерам будет теперь сложнее работать. Но разве не стимул это? Не вызов? Доказать, что ты можешь не просто пользоваться уникальными преимуществами детского тела и детского бесстрашия, но и растить взрослых чемпионов?
Когда Лиза Туктамышева катает программу, рассказывая историю любви, или раскрывая какой-то драматический образ – это, по крайней мере, естественно. Но какая может быть «Кармен» в исполнении 15-летней девочки? Какую драму и психологизм способны по-настоящему передать подростки? Заговор против России? Да хоть бы и так! Но принять это – значит, расписаться еще и в ограниченности собственных возможностей. Туктамышева – далеко не ребенок, но продолжает прогрессировать в якобы ветеранском возрасте. Саше Трусовой как-то незаметно стало 17 лет – и она уже достигла возраста будущего ценза. Но это не мешает ей прыгать всё, что она прыгает.
Я вспоминаю историю из плавания. Когда пришла эра костюмов и рекорды начали бить пачками. А потом костюмы запретили и все были уверены, что рекорды «костюмного» времени простоят вечно. Но постепенно пловцы адаптировались и начали выходить на рекордные рубежи безо всякой дополнительной помощи. Потому что это прогресс и, сделав шаг назад, плавание потом сделало два шага вперед. И фигуристки научатся всем четверным, и смогут прыгать их и в 17 лет, и в 20. Просто для этого потребуется некоторое время, терпение, и новые методики. Может быть, эти методики придумает та же Тутберидзе. А может быть, кто-то другой. Но придумает обязательно. И судьба спортсменов и спортсменок уже не будет настолько зависеть о того, удачно или не удачно они появились на свет – чтобы карьера не была короче олимпийского цикла.
ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ