Найти в Дзене
КХЛ

Эдгар Варагян: «В самолёте сказали: «Это тафгай, он бы тебя набил легко». Подумал: бывает, набьёт и набьёт»

Оглавление

Один из лидеров «Стальных Лисов» − о прогрессе команды в сезоне 2021/2022, победе в регулярном чемпионате и игре за «Металлург» в КХЛ.

Эдгар Варагян провёл третий сезон в Молодёжной хоккейной лиге за команду «Стальные Лисы». Магнитогорский воспитанник прогрессировал год за годом и улучшал личную статистику. 59 (27+32) очков нападающего за 62 матча помогли уральцам выиграть регулярный чемпионат, команда забросила больше всех шайб в Лиге. Летом в «Стальных Лисах» полностью сменился тренерский штаб. Команда под руководством нового рулевого Станислава Шумика впервые с 2016 вышла во второй раунд плей-офф.

В интервью официальному сайту МХЛ Эдгар рассказал, что помогло прогрессу команды, поделился впечатлениями от работы с новыми тренерами, вспомнил дебют в КХЛ за «Металлург» и назвал самых успешных армянских хоккеистов.

«Парни постарше шутили над нашими соцсетями. В этом году мы занял их место и относились лояльнее»

– Какие впечатления оставил чемпионат 2021/2022?
– Сезон получился продуктивным. Почти всю регулярку мы шли на первом месте. У нас собралась хорошая команда. Любой хоккеист решал моменты – за счёт этого мы держались и побеждали, даже если что-то не получалось. В каждой игре находились свои герои.

– За счёт чего команда добилась прогресса?
– С предсезонного сбора началось перестроение состава. Тренеры искали варианты троек нападающих и пар защитников. Все сложилось удачно. Собрались хорошие игроки. Парни 2004 года выигрывали свой чемпионат. Мы, 2002-м годом, неплохо смотрелись – не занимали первые места, но выступали солидно, брали серебро. Всё в совокупности помогло создать сплочённый коллектив.

– Быстро сработались с новым тренерским штабом?
– Станислава Андреевича я знал по детской школе. И он нас, скорее всего, знал. Раньше я с ним не тренировался, но в «Лисах» быстро нашли общий язык. Тренеры были максимально открыты к нам. Много разговаривали друг с другом, проводили командные собрания, когда мы общались о жизни, о построении коллектива. Это помогло нам.

– Замечал, что в социальных сетях игроки, да и тренер Николай Лемтюгов, шутили друг над другом. Что помогло создать теплый коллектив?
– Когда наш год только заходил в молодёжку, парни постарше иногда шутили над нашими социальными сетями и публикациями. А в этом году мы заняли место старших и относились к этому лояльнее. Придумали на сборах общий хэштег #ЯМыКоманда. Две-три тренировки прошли плохо, мы собрались вечером после ужина и поняли: надо что-то менять. Каждый выложил фотографии с таким хэштегом. И Николай Александрович сам по себе медийный человек. Он привнес искринку в нашу команду.

– Получается, вся команда была единым кулаком? Не было разделений на группы?
– В обычной жизни каждый общается, с кем хочет. Когда мы приходили в арену, каждый контактировал с каждым. Никогда не было такого, чтобы в тренировочном процессе или на играх кто-то не общался с партнёрами. Мы можем с человеком никогда не видеться на улице, но шесть часов в арене быть лучшими друзьями.

– Чем запомнилась работа с Николаем Лемтюговым?
– Николай Александрович – открытый человек. Много рассказывал про свою карьеру. Объяснял, что не надо делать, чтобы не попадать в плохие истории. Он многое мне дал и показал хоккей с другой стороны.

– Например?
– Тренерский штаб дал мне понять, что я – не супертехнарь. На сборах я пытался исполнить что-то такое, но не получалось. Мне много раз твердили и достучались, что надо отойти от этого. Стал больше играть в силовой хоккей: пахал, а не обводил и создавал красоту на льду. У нас сложилась хорошая тройка с Егором Пензиным и Максом Кузнецовым. Мы здорово дополняли друг друга. У Егора чуть меньше очков, но он разрушал и отрабатывал в обороне. Я добавлял мощи нападению. А Макс – это скорость. Он старался забирать подборы и реализовывать созданные моменты. По голам он даже побил снайперский рекорд «Лисов».

– Чему Николай Лемтюгов научил вас на льду?
– Почти все наши тренировки заканчивались отдельными упражнениями для нападающих и защитников в разных зонах. Николай Александрович показывал разные тонкости: развороты, выход на пятак, выбор позиции.

– Сам Лемтюгов еще в форме?
– Конечно. Когда играл с нами, например, «три на три» в зоне, он решал моменты. Когда шайба у него, он или отдать на пустые ворота может, или забить сам.

-2

«В плей-оф мы могли добиться большего. Второй раунд показал, что играть надо до конца»

– Долго не могли отойти после поражения от «Омских Ястребов» в пятом матче?
– Прилично. Даже когда возобновились тренировки, пару раз кто-то вкидывал шутки об этом, и ему говорили: «Всё, хватит, завязывай».

– Есть объяснение, что случилось в пятом матче?
– Это сложно объяснить. Мы вели 4:1 после второго периода. Не сказал бы, что на третий мы вышли расслабленными и с осознанием того, что уже в полуфинале. Возможно, это стечение обстоятельств. К сожалению, бывают и такие матчи.

– Что после игры сказал тренер в раздевалке?
– Поблагодарил всех парней за сезон, за путь, который мы прошли вместе. После этого все пожали друг другу руки, честно посмотрели в глаза. Потом был короткий выходной, и мы возобновили тренировки.

– При этом сезон в целом сложился удачно, согласны? «Лисы» выиграли регулярку, прошли первый раунд, показывали яркий хоккей.
– Результат регулярного чемпионата порадовал. В плей-офф мы могли добиться большего. К сожалению, второй раунд показал, что играть надо до конца. Мы старались показывать комбинационный хоккей, но были матчи, когда надо терпеть и использовать контратаки. Приятно, когда команда 80 процентов матча владеет шайбой и не отсиживается в обороне. Все хотят играть в чужой зоне.

«Егор Яковлев подъехал и спросил: «Готов, молодой?» Сказал: «Конечно»

– В прошлом сезоне вы дебютировали за «Металлург». С какими чувствами сейчас вспоминаете то событие?
– Это бесценный опыт. Очень приятно дебютировать за родную команду, матчи которой я смотрел с 10 лет. Денис Александрович Платонов, который тогда был тренером «Стальных Лисов», после игры сказал мне и еще нескольким парням, что утром надо прийти и сдать тесты на коронавирус. Мы сдали тесты. Сидим в раздевалке. Он заходит и говорит, чтобы я переодевался на лед со взрослой командой на раскатку. Я спокойно откатался. Помню, Егор Яковлев подъехал и спросил: «Что, готов, молодой?». Я сказал: «Конечно, готов». Когда ехал на игру, было много мыслей, но в раздевалке чувствовал себя спокойно. Руки и ноги не дрожали. Переживал, но не сильно.

– С кем-то из состава были знакомы?
– Из старших игроков – нет. Только с Ильей Николаевым, с которым мы тесно общаемся. Он играл с нами с «Лисах». Только после выезда с командой познакомился с парнями.

– Что бросилось в глаза в «Металлурге»?
– Другие скорости, как игроки готовятся к матчам индивидуально. Высокий уровень профессионализма. Те же видеоразборы моментов. У нас в двух последних сезонах всё приближенно к КХЛ, но всё равно уровень в «Металлурге» выше. Старался в матчах играть от простого. Не ошибаться и попытаться что-то создать в нападении.

В раздевалке обращались ко всем на вы?
– В домашней раздевалке я сидел рядом с Андреем Чибисовым. Он много мне подсказывал. На выезде сидел рядом с Тэйлором Беком. Улыбчивый парень, мог что-то пошутить. Пытался отвечать ему на своём ломанном английском.

-3

«Случайно махнул клюшкой на тренировке и разбил партнёру нос»

– Вы стараетесь играть агрессивно, без прокатов. Это особенность только вашего телосложения или еще и темперамента?
– Думаю, всё влияет. Конечно, вспыльчивость иногда вредит, стараюсь минимизировать. Сколько себя помню, всегда был таким. В детской школе было легче – другой уровень. Когда мы заходили в МХЛ, я играл в третьем или четвертом звене. Иногда поднимали во второе. Был нацелен на разрушение и меньшинство. Тогда я научился играть в таком стиле.

– Как для вас сложился переход из детской школы в молодёжную команду?
– Не так сложно. С предсезонных сборов привык к скоростям. Сложнее привыкал к тактике и дисциплине. Парни уже играли в визорах. Помню, случайно махнул один раз клюшкой на тренировке и разбил партнёру нос. Часто разговаривали с Юрием Александровичем Пановым. Я подходил команде по игре. Пропустил в регулярном чемпионате только один матч. Конечно, иногда случались спады, но даже тогда Юрий Александрович говорил мне, что хоккейная жизнь – как тельняшка. Есть белые и черные полосы. За белые надо держаться, а черные быстро отпускать и возвращаться на белые. Старался выиграть позицию в составе. Доказывал тренерам, что готов не только для места в четвертом звене, но и чуть выше.

– На льду и в жизни вы похожи?
– Нет, разные. В жизни я не такой конфликтный.

– А на льду вас легко вывести из себя?
– Да, иногда могу не сдержать эмоции. Но я работаю над этим.

– Драка с Антоном Казачком из «Омских Ястребов» – самая яркая в вашей карьере?
– В сезоне 2021/2022 я дрался дважды: в Оренбурге и Омске. Конечно, против «Ястребов» шёл матч плей-офф. Мы проигрывали. Не было цели подраться на последних секундах. Эмоции сами дали ход драке. Надо было завести команду перед пятой игрой. Не ставил цель – идти и бить его. Шёл плей-офф, нельзя было отступать.

– А есть хоккеист, против которого вы бы никогда не стали драться?
– Честно, нет. Когда я играл за «Металлург» против «Северстали», произошла стычка на пятаке. В самолёте меня спросили: «Ты знаешь вообще, кто это был? Это тафгай, он бы тебя набил легко». Подумал: ладно, бывает. Набьёт и набьёт. Даже не помню, кто это был.

– За матчи с клубами КХЛ был отдельный момент, когда вы чувствовали настоящий уровень взрослого хоккея?
– Да, в первой же смене. Мы вышли «три в три». Мне сделали пас на левый фланг, шайба пошла к борту. Думал, спокойно подберу ее, а меня сразу зажали, и отобрали шайбу. Тогда понял, что всё надо делать быстрее.

-4

«Мало ли что произойдёт в жизни. Надо иметь образование»

– Вас ждёт важный сезон в МХЛ. Что для вас будет успехом в чемпионате 2022/2023?
– Всё зависит от моей игры, как я буду помогать команде. Главное для меня – командный результат.

– Чувствуете, что готовы ко взрослому хоккею?
– Да, такое понимание есть.

– Есть цель – обязательно сыграть в КХЛ в следующем сезоне?
– Мы все работаем и тренируемся, чтобы зацепиться за КХЛ. Мне уже 20 лет – я не такой молодой. Приложу все усилия, чтобы попасть в основную команду.

– А если предложат сыграть в Высшей хоккейной лиге?
– Для меня это будет хорошим опытом. ВХЛ – отличный трамплин для того, чтобы показать, что ты готов ко взрослому хоккею. В «вышке» – мужская игра: больше борьбы, выше уровень.

– Как проводите лето?
– Как только закончились тренировки, старался не расставаться со спортом. Плавал, виделся с друзьями, гулял, играл в баскетбол. После чего защищал диплом в Москве. После защиты оставалась одна свободная неделя перед тренировками в Магнитогорске. Успел слетать в Питер – давно хотел побывать там. Последний раз был в Санкт-Петербурге лет в 10−11. Конечно, ничего не помнил и хотелось посмотреть город с новыми красками.

– Что запомнилось в Санкт-Петербурге?
– Всё! Были на экскурсии по Неве. Очень красивый город.

– Сложно ли было защищать диплом в колледже?
– Нет. У меня спортивно-педагогическое направление. Тема дипломной работы: «Развитие скоростно-силовых способностей». Я, как хоккеист, понимаю в этом. Оставалось только написать, оформить по требованиям колледжа и защититься. Отвечать на вопросы было не так трудно, потому что я всё понимал.

– Для чего вы пошли учиться в колледж?
– Мало ли что произойдет в жизни. Всегда надо иметь образование. Скорее всего, дальше поступлю в вуз. Образование – страховка на будущее.

«В Армении был только в детстве»

– Что вы знаете про хоккейную сборную Армении?
– Знаю только некоторых игроков, которые выступают в России. В самой Армении был только в детстве. Когда мне было лет 14-15, я мог полететь с семьёй, но оставался в Магнитке из-за сборов. У брата и сестры экзамены заканчивались раньше. Поэтому они летали без меня.

– Связь с родственниками поддерживаете?
– Конечно. Часто общаюсь с дедушкой и бабушкой. Родственники и знакомые иногда звонят родителям, когда видят меня по телевизору во время матчей. Поздравляют, следят за мной из Армении.

– Есть желание сыграть за сборную Армении, если она будет прогрессировать?
– Если будет прогрессировать, то – конечно.

– Кто самый успешный армянский хоккеист?
– Андрей Алтыбармакян, который играет в АХЛ. Сложно назвать Зака Богосяна из «Тампы» армянином, но я бы отметил и его. Все-таки человек выиграл Кубка Стэнли. Артем Манукян бил рекорды по МХЛ, неплохо выступал за «Авангард», а сейчас играет в ВХЛ.

Михаил Скрыль специально для mhl.khl.ru