Кричащая история так до сих пор не разрешилась справедливым исходом: матч за Суперкубок назначен в Питере, и похоже, что никто это продавленное боссами «Зенита» решение пересматривать не собирается. Главный редактор «Советского спорта» обращается к теме в своей полемической колонке.
Николай ЯРЕМЕНКО
Желание дойти до крайности отличает наше общество. Футбольное особенно отличает, потому как спорт в нашей стране – карикатурный срез проявлений чего-то большего. Но в целом хамоватая манера решать вопросы ударом кулака по столу стала своего рода культурным кодом. Но замаскировать хамство и неграмотность этот код все равно не может.
Открыли на День независимости несколько ресторанов «псевдо-Макдоналдса». Лозунг «Вкусно и точка», в центре которого потерян знак препинания, что выражает? Это Макдоналдс – символ общемировых ценностей, свободы выбора, культа потребления, а главное – символ глобализации, которая является главным трендом мировой экономики уже несколько десятилетий. А что мы получили у эрзаца? Папа лучше знает, замерз ты или проголодался! Будешь жрать у меня, я сказал! Ну-ка, не принюхиваться. Вкусно – и точка!
Какие-то чудаковатые депутаты решили бороться с латиницей на вывесках. Ну, понятное дело, мы же все мировые проблемы уже давно решили – латиница одна оставалась. Мешает нам любить, дышать и чувствовать. Язык родных осин томится, порабощенный этой латиницей – и всё. И не важно, что в ближайшие пару веков глобализация потребует перехода русского языка на латиницу – это нормально, я вам это как филолог говорю, графика – не более чем оболочка, суть языка не в том, как выглядят буквы. Важно, что депутаты страдают от безделья – иными причинами борьбу с вывесками на иноземных языках не объяснить. Или можно объяснить тем, что плохо учились в школе – мир только по-русски понимают. И хотят не сами подтянуться, а под свой уровень причесать всех остальных. Это тоже не должно удивлять. Серость всегда побеждает.
И вот тут мы снова к футболу. Здесь же тоже всё больше и больше укрепляется манера решать вопросы не по регламентам и даже не по понятиям, когда люди садятся и договариваются. «Зенит» в нашем футболе – яркий пример именно такого подхода. Пришел один простой болельщик – сказал, играть в Питере. И все остальные выстроились не как вершители футбольного хозяйства, а как исправно готовые услужить батюшке-барину. И все рассказы, что коммерчески привлекательнее выглядит «Газпром Арена», а не «Нижний Новгород» - в пользу тех, кто вообще не пытается разобраться в сути проблемы. Если бы «Зенит» принял предложение «Спартака» сыграть два матча, то денег вдвое больше заработали бы. Но нет – и тут уперлись функционеры зенитовские: если два матча, то выходит, должна быть жеребьевка, где играть первый матч, а где – второй. А газовые начальники привыкли ведь, что играют все, но свистят в пользу «Зенита», какая-такая честная жеребьевка? Готовы, но если второй матч (решающий) точно у нас. «Судя по всему, «Зенит» с РФС уже обо всём договорился до обсуждения», - цитата из генерального директора «Спартака» Евгения Мележикова.
Я не хочу уходить в плоскость, будет «Спартак» бойкотировать матчи или нет. Уверен, что не будет – это вообще в традициях нашего футбола: обещать сняться с турнира – и не сняться. Причем, не «Спартак» тут был первой скрипкой, если кто забыл. «Зенит» в 2012 году после эксцесса в матче с «Динамо», за что было получено техническое поражение, грозил переехать в Севастополь (о чем-то знал уже тогда Миллер!).
Все видят, что происходит, но сделать ничего нельзя. Потому что есть «Зенит» и есть другие. Но может быть, тогда не стоит уважаемым питерским коллегам удивляться тому, как к «Зениту» относятся болельщики? Ведь если в матче, к примеру, «Динамо» - «Оренбург» люди делятся на три категории: 1) болеющие за «Динамо», 2) болеющие за «Оренбург», 3) вообще не интересующиеся этим матчем и этими командами (и то же можно сказать о любом поединке, то любой матч «Зенита» - это повод болеть против питерских. Без вариантов. Поговорите с любым искренним «спартачом», «конём» и т.д.
У нас даже на спортивном телевидении люди, спотыкаясь, не могут произнести слово «питерский», потому что им начальники запретили. «Санкт-петербургский». И не важно, что так в быту не говорят. Пафос должен сочиться. «Товарищ Сталин, Вы большой ученый, в языкознанье знаете вы толк…» Надо ли лишний раз вспоминать, что если приглашенный эксперт вдруг выяснилось, что не сильно любит «Зенит», то он уже не эксперт. Больше не позовут.
Помнится, выиграл года полтора назад в Питере в одном из судов по мелкому делу, где местным заявителям не понравился текст надписи, дословно повторяющий кричалку болельщиков в адрес «Зенита». Город – не социальная общность, не юрлицо, не физлицо, значит, такие понятия, как честь, достоинство ему не могут быть свойственны, а раз так, то нет возможности оскорбить честь и достоинство города. На волне победы в суде хотел даже дать заголовок «Суд не обнаружил у Питера ни чести, ни достонства», на что адвокат посоветовал: «Я бы не стал. Правоприменение законодательства у нас выборочное. А когда идет речь о «Зените» - тут как повернется…»
История с Суперкубком войдет в историю русского футбола в качестве одной из самых позорных страниц. И список виноватых все прекрасно понимают.