Иван IV очень тосковал по умершей супруге – царице Анастасии. Чтобы заглушить боль, уже через неделю после похорон он велел устроить пир. Помимо приближенных, на пиру присутствовали женщины свободных нравов, и очень быстро пир превратился в оргию. Не присоединился к оргии только престарелый князь Оболенский, который пытался остановить и вразумить царя.
Тот выслушал князя и велел подать ему золотой кубок с вином. Князь выпил – и рухнул замертво. А пир продолжился.
К новому браку Ивана подтолкнули бояре
Подобные расправы над боярами происходили практически каждый день. Царь, уверенный, что это бояре отравили любимую жену Анастасию, мстил им. Бояре перепугались. Каждый из них, отправляясь во дворец, не мог быть уверен, что вернется домой. И тогда бояре решили, что царя срочно нужно женить опять, ведь когда была жива Анастасия, тот не был таким кровожадным. Может, новая женитьба охладит его огонь мести.
Шла только вторая неделя после смерти Анастасии, как митрополит и бояре уже пришли к царю, били челом и просили его выбрать вторую жену. Сначала Иван присматривался к европейским невестам. Но дело обернулось по-другому.
К тому времени Иван IV уже присоединил к русскому государству Казанское и Астраханское ханства и вплотную приблизился к Кавказским горам. Однажды ко двору прибыла делегация из Кабарды. Кабардинские князья одарили царя богатыми дарами и просили его принять их народ в российское подданство. Скрепить союз решено было династическим браком.
В поисках подходящей для русского царя невесты на Северный Кавказ были отправлены государевы гонцы. Нашли невесту среди дочерей мурзы (князя) горских черкасов Темрюка Юнгича. Звали ее Кученей.
Невесту привезли в Москву 15 июня 1561 года. Необычная красота юной черкешенки покорила Ивана, и он велел готовиться к свадьбе. Правда, кавказская княжна совсем не говорила по-русски, а кроме того, ее надо было подготовить к крещению - но царь долго ждать не хотел. В июле Кученей крестилась и получила имя Мария с отчеством Темрюковна, а свадьба Ивана IV и Марии-Кученей состоялось 21 августа 1561 года.
В качестве свадебного подарка Иван Васильевич подарил невесте золотое блюдо, созданное московскими мастерами. Оно имеет диаметр 423 мм, весит почти 3 кг и декорировано чернью.
Конечно, блюдо было не пустым, на нем лежали и дорогие украшения, и золотые монеты.
Семейная жизнь
Мария выросла среди кавказских гор. Она привыкла к свободе, охоте и опасностям. Ей нужны были эмоции и бурная жизнь. А ее заперли в царских палатах, откуда она даже погулять не могла спокойно выйти. Тихая жизнь ее не устраивала. И хотя она с охотой принимала участие в разных дворцовых торжествах и церемониях, ее активной натуре этого было мало.
Заряд эмоций Мария получала, присутствуя на медвежьих травлях и публичных казнях, сопровождая мужа на охоте. В отличие от Анастасии, она не удерживала Ивана от кровавых расправ и развлечений, а наоборот, поощряла это. Царь был увлечен своей юной и такой необычной супругой, они много времени проводили вместе, и Мария везде его сопровождала.
В марте 1563 года Мария родила сына, которого крестили с именем Василий. Рождение наследника придало еще большую торжественность победному возвращению Ивана Грозного из Полоцкого похода. Но мальчик был очень слаб и не прожил даже двух месяцев. Мария ездила на богомолье, выпрашивая еще ребенка, но больше так и не родила. В поездках ее сопровождали или царь, или его сыновья - Иван и Федор.
Когда Иван Грозный понял, что Мария не может родить ему наследника, он стал охладевать к молодой, красивой, но такой странной жене. Во дворце участились пиры и оргии, и скоро Мария начала сама принимать в них участие. Ходили даже разговоры, что она изменяет мужу с князем Афанасием Вяземским. Доказательств этому нет, зато известно, что бояре очень не любили вторую супругу царя - и не только потому, что чужая она была, непонятная им. Они считали, что, как пишет Н.М. Карамзин,
...сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда. Равнодушный к Марии, Иоанн помнил Анастасию.
К концу 1560-х между супругами фактически произошел разрыв. Иван IV переселился в Александровскую слободу, а Мария осталась в Москве, где жила со своим двором.
Летом 1569 года Мария Темрюковна вместе с Иваном Грозным совершила поездку в Вологду, где она заболела. Путь назад был длинным и трудным. Совсем обессилевшую женщину привезли в Александровскую слободу, где 6 сентября она скончалась. Ей было только 24 года. Официально считалось, что Мария простудилась, но Иван Грозный в смерти супруги обвинил бояр.
Историческая роль черкесской царицы
Мария была русской царицей в течение почти 8 лет и она не смогла оставить Ивану IV наследника. Но роль Марии в истории России была весомой.
Брак Ивана Грозного и Марии-Кученей тесно связан с восточной политикой царя. В середине XVI века, после этого брака, между Россией и Кабардинским княжеством установились дружеские отношения, в Москву неоднократно приезжали посольства от местных князей.
Еще в 50-х годах Иван Грозный завоевал и присоединил Казанское и Астраханское ханства, но окончательно закрепить успех царю помогли родственные связи. Отец Марии, «больший» кабардинский князь Темрюк через своих дочерей состоял в близком родстве с рядом восточных правителей. Так, Алтынчач была женой астраханского царевича Бекбулата. У Бекбулата был брат, дочь которого была женой сына турецкого султана Селима, который в 1566 году сам стал султаном. Еще одна дочь Темрюка, Малхуруб, была женой сына ногайского хана Измаила, который в 1563 году возглавил Ногайскую орду. Поэтому брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной имел большое политическое значение. Благодаря ему произошло присоединении Северного Кавказа к России. В память о событии в центре г. Нальчик (республика Кабардино-Балкария) стоит памятник русской царице Марии.
Сыграла Мария и другую важную роль. Именно благодаря ей в России появилась опричнина. Ссылаясь на пример кавказских правителей, Мария посоветовала супругу создать отряд телохранителей. Так как Иван IV не доверял боярам, в каждом видя врага, он отобрал себе отряд из 1000 стрелков и назвал их опричниками. Он окружил себя новыми любимцами. Ими стали Малюта Скуратов, Федор Басманов, Афанасий Вяземский, Богдан Бельский, Василий Грязной и другие. Он объявил своей собственностью около двадцати богатых городов и несколько московских улиц, назвав их опричниной, а себя - их полным хозяином. Боярам оставалось только покориться.
Этот брак также привёл к возвышению родственников Марии, которым была дана фамилия Черкасские. Князья Черкасские в дальнейшем сыграли большую роль в истории России.
О других женах Ивана Грозного: