Долгое время считалось, что самой ранней форме искусства всего 45 000 лет и она датируется временем Homo sapiens. Эти современные люди пришли из Африки и смогли выразить себя в образах и символах, став свидетелями многих фигуративных и абстрактных форм искусства позднего палеолита (40.000-10.000 лет до н.э.)
Из-за традиционного представления о том, что искусство должно быть изображением природы и может быть создано только современным человеком, мы долгое время упускали из виду искусство более древнего человечества.
Самые ранние формы искусства относятся к эпохе человека прямоходящего. Венера из Тан-Тан (500.000 – 300.000 лет до н.э.) и Венера из Берехат Рам (800.000 – 230.000 лет до н.э.), насколько нам известно, являются древнейшими фигурами, сделанными руками человека.
Обе статуи занесены в каталог как искусство Венеры.
Что такое искусство Венеры?
Искусство Венеры - это дохристианское священное искусство, связанное с жизнью, смертью и возрождением. Термин основан на недоразумении, как это часто случалось в истории искусства.
В 1864 году археологи обнаружили в Дордони небольшую статуэтку, высотой всего 8 см. Молодая девушка вырезана из куска слоновой кости, без рук и головы. Она получила имя Venus Impudique (бесстыдная Венера).
В то время голые женщины были позором. За исключением божественных тем, таких как мифологическая богиня Венера, которая родилась из пены морской и поэтому могла быть изображена обнаженной.
Когда статуя была найдена, они пришли к выводу, что только женщины светлых нравов могли так открыто демонстрировать свое обнаженное тело. Это задает тон: отныне обнаженные женские статуи каменного века стали называть Венерами, хотя они не были изображением мифологической Венеры, по той простой причине, что ее не существовало в то время, когда создавалась мифология, даже в варварском варианте.
Другим примером является Венера ван Хохле Фелс, представленная миру в 2009 году. Её обнаружили в пещере Хохле-Фельс близ Ульма (Южная Германия). Статуэтка всего 6 см и датируется 40 000 лет до н.э.
В фигурке подчеркнуты женские формы, такие как грудь, живот . Венера из Хохле-Фельса была представлена миру как доисторический пин-ап. Эти утверждения больше говорят о мужском взгляде, чем о реальном значении статуи.
Поэтому мы должны смотреть на доисторическое искусство сквозь призму контекста времени, а не глазами современного мышления. Мы должны понять их образ жизни, прежде чем сможем интерпретировать их форму искусства.