Всем привет! Любители футбола наверняка знают, что в настоящее время концерн «Red Bull» имеет ряд собственных клубов в Австрии, Германии и США и в целом активно продвигает свой бренд в спорте. Продукция Red Bull’a – энергетики – рассчитана на молодежь, именно с ней в основном и взаимодействует компания, вкладываясь в проведение спортивных мероприятий и ведя обширный канал на Ютубе.
Но как Red Bull’у удалось создать сеть своих клубов в Европе и Америке? Все началось с приобретения в 2005 году ФК «Аустрия Зальцбург» - одного из самых известных в Австрии. Новые владельцы наплевали на все традиции и кардинальным образом изменили эмблему, название на «Red Bull Salzburg» и историю клуба, построили новый стадион и стали приглашать больших игроков и тренеров. Болельщики старой «Аустрии Зальцбург» создали новую команду со старым названием и историей, которая сейчас играет в региональных лигах Австрии.
Однако быстрые успехи не пришли и суперклуба из «Red Bull Salzburg» не получилось. Звезды не очень спешили переезжать на австрийские футбольные задворки, а команда – страшно даже представить – 11 лет подряд не могла квалифицироваться в Лигу Чемпионов, ограничиваясь лишь участием в Лиге Европы! Постепенно клуб накопил очки в таблице коэффициентов УЕФА, которые позволили попадать в главный еврокубок уже напрямую, но это случилось только во второй половине 2010-х.
Постепенно руководители «Red Bull» сменили вектор развития футбольной франшизы – теперь они стремились превратить «Зальцбург» в «донора» для больших клубов, развивая скаутскую сеть, инфраструктуру и молодежную команду. Приобретение «Нью-Йорк Метростарз» за 100 млн долларов позволило компании еще прочнее освоиться на американском рынке – клуб был также переименован в «Нью-Йорк Ред Булл» и стал приглашать серьезных исполнителей, вроде Тима Кэхилла и даже Тьерри Анри. Вместе с тем компания сменила стратегию продвижения в футболе – теперь концерн приобретал клубы без истории и с незначительной фанатской базой, что позволяло избежать лишнего хейта и ущерба репутации «Red Bull».
Концерн не остановился на освоении европейских и американских футбольных лиг. «Ред Булл» приобрел также клубы в Гане и Бразилии, желая стать главным поставщиком талантливых игроков из Африки и Латинской Америки в Европу. Ганский футбол имел большой потенциал, а атлетичные игроки из этой страны пользовались спросом среди ведущих клубов Старого Света. На Чемпионате мира 2010 года сборная Ганы сенсационно остановилась в шаге от выхода в полуфинал, обидно уступив Уругваю. Однако африканский футбол имел свою специфику, и близко не имел схожего с европейским футболом уровня организации. Инвестиции «Ред Булла» в ганский футбол провалились, а местный клуб компании был закрыт уже в 2014 году.
Более успешными оказались вложения концерна в бразильский футбол. Хотя проблем поначалу тоже не удалось избежать. Дело в том, что система футбольных лиг Бразилии крайне сложная – помимо Серии А, существует также множество чемпионатов штатов, не связанных напрямую с федеральным первенством. «Ред Булл Бразил» болтался в середине таблицы одного из региональных дивизионов и казалось, что концерн закроет проект. Однако руководство «Ред Булл» разобралось в ситуации и приобрело клуб «Брагантино» из Серии Б, который готовился к выходу в высший дивизион Бразилии. «Ред Булл Бразил» стал фарм-клубом «Брагантино», что наконец-то позволило концерну развить скаутскую систему в стране и более эффективно находить местных талантов. К примеру, Клаудиньо, играющий сейчас за «Зенит», является выпускником академии «Брагантино».
Напоследок поговорим о самом успешном клубе концерна «Ред Булл» - «Лейпциге». Клуб из одноименного города был приобретен в 2009 году, когда играл в 5-м дивизионе Германии. В 2016 году он вышел в Бундеслигу и сразу же столкнулся с бюрократическими препятствиями:
- в Германии запрещено упоминание названия спонсора в имени клуба;
- 51 процент акций клуба должны принадлежать болельщикам;
- от «Лейпцига» потребовали сменить управленческую структуру.
Клуб сумел провести необходимые изменения, но все равно не избежал хейта консервативных немецких болельщиков. Впрочем, это не помешало «Лейпцигу» стать грозной силой в Германии, регулярно выходя в Лигу Чемпионов и доходя до высоких стадий еврокубков. Ральф Хайзенхюттель, Юлиан Наггельсманн, Джейси Марш, Доменико Тедеско – все они привили команде узнаваемый атакующий стиль, основанный на принципах гегенпрессинга.
Нельзя не упомянуть о колоссальной роли в становлении футбольной империи «Ред Булл» Ральфа Рангника. Специалист прославился своей успешной работой в «Хоффенхайме» и «Шальке», который вывел в ½ Лиги Чемпионов сезона 2010-11. В 2012 году он был приглашен в систему «Ред Булл» Жераром Улье – экс-тренер «Ливерпуля» и сборной Франции занимал пост директора по футбольному развитию. Рангник, вдохновленный идеями Сакки, Лобановского и Хаппеля, ставил вертикальную игру с акцентом на быстрый возврат мяча и быстрые атаки, призванные застать противника в расплох. Кроме того, Ральф настаивал на реорганизации всей структуры клубов «Ред Булл» - все отделы и направления должны были совместными усилиями способствовать достижению итогового результата.
Заключение.
Футбольная империя «Ред Булл», вне всяких сомнений, сейчас является одной из самых сильных и успешных в мире. По уровню финансов она вполне способна соперничать с «City Football Group», однако расчетливые немецкие руководители концерна избрали другой путь. Они не разбрасываются деньгами и предпочитают зарабатывать на продаже талантливых игроков европейским топ-клубам.
С такой стратегией, конечно, сложно претендовать на завоевание самых престижных трофеев. С другой стороны, это не мешает клубам «Ред Булл» добиваться высоких результатов в своих чемпионатах и успешно выступать в международных соревнованиях. В любом случае, менеджмент концерна считается одним из самых образцовых в мире и являет пример сочетания высокого профессионализма со стремлением «идти в ногу» со временем.
Пишите в комментариях свои впечатления от статьи и предложения по новым темам – я все читаю. До скорых встреч, пока.
P. S. В данной статье, как и во всех предыдущих, фото и графические материалы взяты из открытых источников в интернете. Все права принадлежат их авторам. Если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.