Поскольку в искусстве иай (батто), важно, чтобы в подходящий момент исполнитель как можно быстрее обнажил меч, то относительно длинный меч о-дати может показаться не самым практичным оружием для такого искусства. Это верно, но только до определенной степени. Во-первых, следует учитывать, что до и в первые годы периода Эдо фехтовальщик использовал мечи, которые были длиннее, чем те, которые обычно использовались в период Эдо, и что меч длиной около трех сяку вообще не считался необычно длинным. Во-вторых, поскольку жизнь воина зависела от его навыков владения мечом и того факта, что у него было много возможностей для практики, можно с уверенностью предположить, что уровень, которого достигал мастер меча в те дни, был намного выше, чем сегодня. В-третьих, в нескольких историях приводятся ссылки, подтверждающие идею о том, что тогда использовались относительно длинные мечи. Как рассказывают, меч Хаясизаки Дзинсукэ (основатель иайдзюцу и школ Мусо Дзикидэн Эйсин-рю) был длиннее трёх сяку и имел размеры три сяку и три сун (106,05 см), поэтому можно уверенно сказать, что он использовал о-дати для своего стиля иайдзюцу. Современные представители ряда школ, принадлежащих к линии Хаясидзаки, например, Син Мусо Хаясидзаки Рю(神夢想林崎流)и Хаясидзаки Мусо-рю (林崎夢想流) также используют мечи длиной более трех сяку. По рассказам, Сасаки Кодзиро использовал меч длиной три сяку и одного сун (93,93 см). Другая интересная история в этой дискуссии связана с Катаямой Хоки-но Ками Хисаясу (далее сокращенно «Хисаясу»). Говорят, что, не смотря на свой маленький рост, Хисаясу обычно также использовал меч с клинком в три сяку и три сун (106,05 см). Однажды Хисаясу приехал в замок Итиносэ, чтобы поздравить с Новым годом Такэноучи Накацукасадаю Хисамори (основателю Такэнути-рю), и принес с собой свой длинный меч. Когда Хисамори увидел, как Хисаясу подошел к нему, он сказал: «Я очень хорошо знаю, что у вас отличные боевые навыки, но при этом, должно быть, очень трудно вытащить в стиле батто большой меч в три сяку и три сун, который вы используете. С этого момента прекратите использовать этот длинный меч, лучше используйте более короткий». Однако Хисаясу, как показалось, не придал особого значения тому, что сказал Хисамори. Позже, после того как они выпили новогоднего сакэ, они решили устроить скачки. Когда Хисамори и Хисаясу скакали рядом друг с другом, Хисаясу внезапно выхватил свой длинный меч и, держа поводья своей лошади в одной руке, другой рукой несколько десятков раз взмахнул мечом над головой. Затем он повернулся всем телом и одним плавным движением снова вложил меч в ножны и продолжил скакать галопом. Хисамори, который все это видел, сказал: «Это было превосходно сделано, я сам попробую!». Когда он ускакал, Хисамори вытащил свой меч длиной в два сяку и три сун (69,69 сантиметра) и некоторое время размахивал им над головой. Однако, когда он пытался снова вложить свой меч в ножны, всё ещё находясь верхом, у него возникли трудности, и меч упал на землю. Затем Хисамори сказал: «Вытащить меч мне удалось, но всё пошло не так, когда я попытался снова вложить его в ножны. Ранее я говорил вам, что вы не должен использовать такой длинный меч, но я беру свои слова обратно, вы можете использовать любой длинный меч, какой захотите».
Из этих примеров становится очевидным, что иай с мечами длиной три сяку и три сун не было чем-то исключительным в поздний период Сэнгоку и ранний период Эдо, и что такими мечами мог относительно легко владеть японский воин того времени. Также распространено заблуждение, что выхватывать о-дати могут только очень высокие люди или люди с длинными руками. Требуется нечто большее, чем рост человека, использующего о-дати или длина его рук, - это сочетание гибкости тела и превосходных навыков. Хорошая координация движений косихинэри (скручивание в пояснице), хикидзая (оттягивание ножен назад и освобождение клинка), вытягивание меча движением правой руки, расслабление, а также вытягивание тела в нужное время и правильное кокю-хо (метод дыхания), позволяют успешно выхватить очень длинный меч (фото 9-21). Излишне говорить, что любое несовершенство в выполнении техники может означать, что меч застрянет на этапе извлечения из ножен, поставив использующего о-дати в опасное положение. О-дати имеет баланс, который отличается от баланса катаны или тати, и кажется более тяжёлым к кончику меча (киссаки) при разрубании. Однако до тех пор, пока пользователь о-дати выполняет действие нукиути в правильном направлении, с достаточной скоростью и без каких-либо остановок, вес меча не вызовет слишком много проблем при извлечении из ножен (фото 9-22). На самом деле ното сложнее, чем нукиути. Фехтовальщик должен соединить кончик меча и устье ножен, прежде чем он сможет вложить клинок в ножны. Делая это, он должен быть осторожен, чтобы не пораниться. До тех пор, пока киссаки частично не окажется в ножнах, или, как это делается в некоторых школах, фехтовальщик не возьмется за боковые стороны киссаки большим и указательным пальцами левой руки, он фактически удерживает весь вес меча только правой рукой. Поэтому, чтобы облегчить ното, использующий о-дати, в зависимости от длины своего меча, может правой рукой взяться за гарду (цубу) или даже за часть клинка прямо перед цубой, а затем вернуть клинок в ножны. Чтобы облегчить выхватывание и повторную вставку, о-дати (особенно очень большого размера) также часто поворачивают лезвием вниз, как это было первоначально в период Сэнгоку. Не следует забывать, что, хотя в настоящее время большинство о-дати, используемых в школах иай, используются в стиле букэ дзукури, то есть как катана, однако в период Сэнгоку они носились как тати и лезвием в вниз. На фото 9-23 показан пример возвращения о-дати в ножны в Син Мусо Хаясидзаки-рю.
Поскольку в период Сэнгоку даже в повседневной жизни воины использовали мечи, которые были намного длиннее, чем средние мечи воинов периода Эдо, понятно, что о-дати от трех сяку также использовались в иай, поскольку для этого была практическая причина. Однако можно задаться вопросом, какова может быть цель практики иай с о-дати, которые длиннее, чем, скажем, трёх сяку и восемь сун, кроме возможности максимально развить свои навыки или произвести впечатление на других. Очевидно, что более длинный тип о-дати не был разработан с учетом иай. Он предназначался для использования верхом или пешком против противников, облаченных в доспехи, вооруженных яри или нагината. Обычно он вынимался из ножен еще до того, как враг подходил близко. Главным преимуществом этих мечей была их большая досягаемость и вес, а не скорость, с которой они использовались. Во всяком случае, воин в доспехах двигался медленнее, чем в обычной одежде. С другой стороны, в иай первостепенное значение имеет именно скорость. Однако некоторые о-дати были такими длинными и тяжелыми, что их даже не практично было носить на левой стороне тела, как это обычно делалось с тати. Кроме того, воинам, использующим эти о-дати, часто требовалась помощь, чтобы вытащить мечи из ножен. Это не совсем тот тип меча, который хотелось бы иметь при себе для внезапного действия в стиле иай или батто. Вдобавок ко всему, в период Эдо такие длинные мечи, с юридической точки зрения, больше нельзя было носить публично. Таким образом, хотя с технической точки зрения японец среднего роста может выполнять иай с мечами до четырех сяку, вполне возможно, что иайдзюцу с такими длинными мечами практиковалось не из-за его непосредственных достоинств в бою, а по другой причине. Как я знаю из своего собственного опыта тренировок, мой обычный тренировочный меч, который длиной в два сяку и семь сун (чуть меньше 81 см), и который некоторые считают довольно длинным и тяжелым, начал казаться мне очень коротким и легким после того, как я начал практиковать иай с более длинным о-дати. Также значительно возросла скорость, с которой я мог обнажать свой обычный меч. Так что, возможно, настоящая заслуга практики иай с длинным о-дати заключается в том, что после того, как тело достаточно подготовлено, чтобы выполнять с ним нукиути, легкость и скорость, с которыми можно обращаться с мечом обычной длины, значительно улучшаются. Также неправильное использование собственного тела сразу становится очевидным с о-дати, так как человек не сможет чисто вытащить меч из ножен. По этой причине некоторые учителя считают, что использование слишком коротких мечей, если смотреть на них по отношению к росту пользователя, может привести к вредным привычкам. Например, если чей-то меч настолько короток, что при выполнении нукиути клинок уже выскакивает из ножен, просто слегка вытянув правую руку, тогда можно пренебречь такими важными элементами, как хикидзая и косихинэри, и развить слабую форму иай. Поэтому меч, используемый в иайдзюцу, лучше всего подходит для тела пользователя. С другой стороны, некоторые школы предпочитают более короткие мечи именно потому, что их можно вытащить быстрее. Жизнь современных практиков иай больше не зависит от их навыков нукиути, но слишком короткие или чрезмерно длинные мечи не пригодились бы в реальном бою с противником, обученным в старые времена.
Две из наиболее известных школ иай, которые в настоящее время все еще используют очень большие о-дати, - это Кагэ-рю (景流)и Энсин-рю (圓本流). В Кагэ-рю эти мечи называются тёкэн (длинный меч). Кагэ-рю была основана в конце шестнадцатого века Ямамото Хисая Масакацу из княжества Акидзуки. Масакацу был учеником Катаямы Хоки-но Ками Хисаясу. В 1590-х годах Масакацу переехал в княжество Янагава.