Виктор Михайлович Васнецов написал эту картину в 1885 г. Сегодня она находится в Третьяковской галерее.
В этом полотне нашло отражение глубокое знание Васнецовым Библии, ведь художник учился в духовной семинарии.
Конечно, изобразить Бога невозможно, потому что Бог есть Дух, не имеющий никакого образа: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15).
Однако, это художественное произведение, где обыгрывается истина, что человек сотворен по образу и подобию Бога.
Древнееврейское слово Савао́ф происходит от слова צבא цáва — «воинство, войско». Господь воинств. Речь идет о космическом числе Ангелов, окружающих Бога и служащих Ему. Это слово 257 раз упоминается в Библии преимущественно в Ветхом Завете с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29). Очень часто его использует Иеремия (80 раз) и Исайя (60 раз).
В Св. Писании неоднократно сказано о великолепном и таинственном окружении Бога:
«окрест Бога страшное великолепие» (Иов.37:22).
«О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (Иуд.1:14).
Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл таинственного имени Господь Саваоф, так как центральная фигура Бога окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Окрест Бога страшное великолепие!
Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура Господа поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Их крылья направлены вверх по диагонали, создавая непрерывную линию с фигурами херувимов, расположенных в верхних углах полотна. Такое размещение сопутствующих фигур формирует обрамление главной фигуры, а за счет размещения по восходящим линиям появляется эффект движения.
Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты – Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом – по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и ощущения движения.
Главная часть полотна – это изображение Бога с раскрытыми руками. Можно представить, что Он ожидает возвращения Своего Единородного Сына с Его земной миссии, на что может указывать и выражение Его лица.
Кроме того, вспоминается отец из притчи о блудном сыне, который всегда был готов раскрыть объятия, ожидая, когда грешный сын придет в себя и решит вернуться к отцу. Эта притча, безусловно, имеет прямое отношение к каждому из нас...
Фигура Бога Отца с обеих сторон окружена самыми близкими к Нему ангельскими чинами - огненными серафимами. Слово Серафим означает пылающий, огненный. Серафимы с нежностью и любовью прижимаются к Его плечам, как бы обнимая своего Создателя.
Херувимы уже на определенном расстоянии в священном трепете взирают на Творца всего сущего. На груди у Господа Саваофа Святой Дух в виде голубя.
Нимб за головой украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости, народа Израиля и Ветхого Завета в целом.
При внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст картины, который очень увлекательно расшифровывать.