В 1910 году исполнялось 100 лет знаменитому Царскосельскому лицею. В среде его многочисленных, успешных и очень состоятельных выпускников царило оживление. Кто-то в группе товарищей по учебе, кто-то самолично выбирал, что бы такого памятного подарить alma mater. Хотя фантазией и денежными средствами у большинства бывших лицеистов проблем не было, пожалуй, самая интересная история вышла с подарком от Пушкинского лицейского общества.
Пушкинское лицейское общество было создано в 1899 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Если кому интересно про него почитать - то вот вам статья. К 1910 году это было солидное общественное объединение, в его ведении находились Пушкинский музей и библиотека. В общем, подарок к 100-летию Лицея надо было придумать внушительный, впечатляющий.
Надо сказать, что уже было известно: выпускники 35го курса лицея 1877 года (в их числе директор департамента Морского министерства Врангель, бывший самарский губернатор и известный благотворитель Грот, многочисленные сенаторы, губернаторы и дипломаты), заказали у знаменитого скульптора Веры Штейн бюст Пушкина-лицеиста. Вот скульптор за работой над ответственным заказом:
На заднем плане видна репродукция, которую Вера Штейн использовала в качестве основы для своей скульптуры. В итоге получился вот такой подарок лицею, многочисленные копии которого вы могли видеть в школьных кабинетах литературы по всей стране:
Лицеист 69-го курса князь Олег Константинович готовил на собственные средства факсимильное издание рукописей А.С. Пушкина, хранившихся в Пушкинском музее Александровского лицея.
Тогда представители Пушкинского общества решили не ударить в грязь лицом и заказать в подарок хорошую картину про Лицей, а ещё лучше - про Пушкина. Вариантов темы было два: день открытия Лицея 19 октября 1811 года или знаменитый переводной экзамен в Лицее 8 января 1815 года, где 15-летний Пушкин прочитал перед стариком Державиным свои "Воспоминания о Царском Селе". В качестве исполнителя заказа выбрали одного из самых успешных живописцев того времени - Илью Ефимовича Репина.
Художнику больше понравился второй из предложенных сюжетов. Он был натурой творческой и увлекающейся и немедленно приступил к работе. Тем более, что секретарь Пушкинского лицейского общества благословил его на работу следующими словами:
«Благодаря Вам, Илья Ефимович, знаменательный момент, когда маститый певец Фелицы Державин, на склоне своих дней, благословил юношу-лицеиста Пушкина, момент, уже занесенный в летописи русской литературы, получит еще яркое выражение в истории русской живописи... Вы, Илья Ефимович, создадите новый памятник великому поэту и вместе с нами, старыми и молодыми лицеистами, членами Пушкинского лицейского общества, все русские люди от души скажут Вам спасибо за труд, принятый Вами на себя, по девизу Лицея "Для общей пользы"».
И Репин увлеченно работает. Тем более, что он в своем творчестве он уже касался Пушкинской темы - например, во время совместного с Айвазовским трудом над картиной "Пушкин у моря" (об этом творческом тандеме у нас тоже есть публикация).
Вот как он рассказывает сам о создании первой версии картины (вернее, этюда к ней):
"все, все из головы... Мне воображается, что этот акт, наподобие прежних академических, был торжественный. Съезжались вельможи-звездоносцы, сановники всяких высочайших рангов и положений. Картина выходит очень эффектная..."
То, где "всё из головы" получилось экспрессивным, но, как понял сам Репин, исторически недостоверным:
Об этой версии картины известно очень мало. Мы можем воспринимать её как первую попытку осмысления Репиным поставленной перед ним задачи - детальной воскресить события вековой давности. Он взялся изучать все документы, относящиеся к событию. Досконально зарисовывал, как выглядела форма лицеиста в то время. Запросил список всех присутствующих на экзамене и собрал целую портретную галерею тех, кто слушал Пушкина в тот день.
Помещение, где проходил экзамен, к 1910 году не сохранилось. За 100 лет здание Лицея несколько раз перестраивали. Поэтому для Репина специально нарисовали план расстановки мебели в помещении, по крупицам собирали все сведения о том, как выглядел зал, где заседала экзаменационная комиссия. На время мастерская художника превратилась в филиал музея. Ему привезли все сохранившиеся портреты Державина, даже тот, что украшал личный дворец великого князя Константина Константиновича. Репин делал зарисовки подлинных предметы Пушкинского времени.
(Кстати, про портреты Державина можно почитать вот тут - с ним всё тоже не очень однозначно)
Всего этого тоже было мало. По просьбе Репина для него устроили инсценировку экзамена в интерьере Лицея. Любопытно, что среди статистов, которые исполняли роль лицеистов, присутствовавших на экзамене 100 лет назад, присутствовал и Павел Кондырев, правнук Пушкина. В общей сложности в инсценировке приняли участие более 40 человек, среди которых были сотрудники Лицея и его выпускники. Этот момент запечатлел знаменитый петербургский фотограф Карл Булла.
Только, как видите на фото, на месте Пушкина перед комиссией стоит подросток, поза которого совершенно не похожа на ту, какую мы видим в финальном варианте картины. Кто именно был выбран Репиным в качестве модели для Пушкина, неизвестно. Не сохранилось набросков, писем или дневниковых записей, по которым это возможно было бы установить. Художник изобразил "вдохновенного подростка" в эмоциональном порыве поднявшего руку. Сам он писал об этом образе так:
"Лицо и вся фигура мальчика-Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне еще не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это - героя-ребенка".
Во время работы над картиной в мастерской Репина часто присутствовал Корней Чуковский, но и в его мемуарах ничего не сказано о том, с кого же Репин писал Пушкина.
Где-то в середине работы заказчики приехали посмотреть на то, что получается. Работа Репина привела их в шоковое состояние. Это было грандиозное полотно размером 2х4 метра. Дело в том, что при заказе не были оговорены габариты картины, и Репин, ощущая значимость изображаемого им момента, решить сделать его поистине монументальным. Первоначальный формат картины можно соотнести с "Рожью" и "Утром в сосновом бору" Шишкина, вместе взятыми. Вот они рядом в зале Третьяковской галереи:
Надо сказать, у Репина не раз возникало недопонимание с заказчиками. Однажды это чуть было не стоило художнику карьеры, об этом можно почитать в этой нашей публикации.
В общем в этот раз заказчики испугались, что полотно такого гигантского масштаба Репин не сможет закончить к сроку, а опаздывать было никак нельзя. Поэтому Илья Ефимович вздохнул, накрыл незаконченную работу тканью и принялся за картину с нуля.
В итоге он создал точно такую же по композиции и деталям картину на полотне вдвое меньшего размера - 127х201 см. Он благополучно закончил ее к назначенному дедлайну и "А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года" стал первым подарком к 100-летию лицея, преподнесенным от благодарных выпускников в октябре 1911 года. А по факту это было уже третьей версией картины. Сейчас она находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Петербурге:
После сдачи заказа Репин снял ткань с незаконченного гигантского полотна и... довел начатое до конца. Огромная картина была представлена на выставке 1912 года, получила несколько наград и восхищение зрителей, а потом на несколько лет была возвращена в мастерскую художника. В 1933 году её купил первый президент Чехословацкой республики Томаш Масарик. Сейчас гигантское полотно 2х4 метра - украшение собрания Пражского града.
Так, заказанный Пушкинским лицейским обществом подарок существует в трех вариантах: первый - эмоциональный эскиз - хранится в Русском музее. Второй - гигантское полотно - находится в коллекции Пражского града. Третий - которое и стало непосредственно подарком - представлено в экспозиции Пушкинского музея.
#Пушкин #история в картине #репин #царскосельскийлицей #пушкинскиймузей #хрестоматия