Данная статья представляет столкновение двух различных цивилизаций на примере битвы, которая, согласно современной историографии, была проявлением первого персидского вторжения в Грецию. Стоит отметить, что это было не первое столкновение между персидским миром и греческим миром, а собственно, с Грецией. Персы столкнулись с эллинами (жителями греческих колоний в Ионии) раньше, когда экспансивная политика Кира II Великого, персидского царя, привела к оккупации Малой Азии и установлению там своей власти. И это стало одной из причин Марафонской битвы. Таким образом, эта битва была встречей Востока и Запада, встречей разных цивилизаций, представляющих разные типы государственного устройства, армий, с совершенно разными менталитетами и целями. Персидский мир, варварский, экспансивный, агрессивный, напал на греческий мир, свободный, независимый, где граждане пользовались своими правами.
Из-за необходимости четкого изложения темы, персидская экспансия и вызванное ею восстание ионийцев представлены довольно туманно, однако их нельзя опустить. Также политическая и социальная ситуация в Персии и Греции того времени, особенно в Афинах, рассмотрена настолько поверхностно, насколько этого требует объяснение предмета. Основным источником, на котором основана работа, являются Деяния Геродота, особенно книги V и VI. Структура работы состоит из следующего: политическое, социальное и военное положение как Персии, так и Греции, с особым упоминанием Афин (поскольку именно афиняне столкнулись с персами при Марафоне), непосредственные причины греко-персидских войн, сама битва, которая произошла в сентябре 490 года до н.э. и закончилась в самих Афинах. Затем освещаются и анализируются последствия этого сражения на военно-социальном уровне.
Персидская империя возникла внезапно и охватила территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. Во-первых, в начале 6-го века персы заселили территорию вокруг Сузы. Правящей династией были Ахемениды. Примерно в середине VI века они победили медов и таким образом захватили гегемонию в Иране. Затем Кир повернул на запад, в Лидию, расположенную в Малой Азии. Там, победив Креза, он занял Сарды, столицу Лидийского государства. Крез поддерживал хорошие отношения со многими правителями, и его падение, несомненно, вызвало бы ужас среди греков. Персы также завоевали Каппадокию и Вавилон, а во время правления Камбиза также Египет, что значительно расширило территорию их государства. Окончательное развитие государства произошло во время правления Дария. Как только единство государства было восстановлено, появилась возможность возобновить завоевания. Персы завоевали саков, долину Инда, и отправились против скифов.
Именно в этот период персидская монархия приобрела форму, которая оставалась неизменной до ее падения. Столицами, великими персидскими дворами и центрами, которые греки однозначно ассоциировали с персами, были Персеполис (город персов), Сузы, Вавилон и Экбатана. Персидский двор имел кочевой характер. Территория империи была обширной и в то же время разнообразной, что требовало надлежащего управления. Все государство было разделено на 23 сатрапии (провинции), которыми управляли сатрапы, имевшие очень широкие полномочия. Налоговая система была очень эффективной; также соседи империи делали "пожертвования". Благодаря надписям можно узнать имперскую идеологию, которую часто проповедовал Дарий, тесно связанную с религией. В нем провозглашалось, что царь является земным наместником Ахурамазды, что дает ему неограниченную власть над миром.
Что касается персидской армии, то она отражала ее административное положение - она была разнообразной, неоднородной. Она также была кристаллизована и консолидирована во время правления Дария. В каждой из упомянутых сатрапий было несколько крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Стратегическое значение имели также дороги, сеть которых охватывала всю страну. Это позволило быстро перемещать войска. Через каждые 20км располагались укрепленные пункты, обеспечивающие безопасность коммуникаций. Основой персидской армии была кавалерия. Как пишет Энгельс: "Персидская империя обязана своим величием своим основателям, воинственным кочевникам нынешней Персии, народу всадников, с которыми кавалерия сразу заняла то господствующее положение, которое она занимала во всех восточных армиях до недавнего введения современного европейского обучения. Однако эта езда еще не была регулярной. E. Разин сообщает, однако, что ядром армии было элитное подразделение под названием королевская гвардия. Она состояла из 10 000 отборных пехотинцев (так называемых бессмертных), тысячи алебардистов, тысячи конных гвардейцев и боевых повозок. По мере того, как возрастало значение верховой езды, боевые повозки перестали играть большую роль, несмотря на их техническое усовершенствование. Войска армии были неоднородны и имели разнообразное вооружение. Армия пополнялась наемниками из разных стран, в том числе из Греции. Как уже упоминалось, основную и большую часть армии составляли всадники, а рядом с ними лучники. Катафракты, тяжелые всадники, имели длинное копье в качестве основного наступательного оружия. Их тактика заключалась в борьбе с атакующими войсками в тесном строю; они могли быть эффективны только в сочетании с легкими наступательными конниками, предпочтительно с конными лучниками. Они были вооружены кантосом, копьем длиной 4-6м, а также мечом и топором в качестве вспомогательного оружия.
Плутарх описывает, что они атаковали на полном скаку, пронзая людей и лошадей. Их доспехи были сделаны из металлических чешуек, которые пришивались к кожаной основе или пластинчатой броне. Наиболее распространенным был шлем конического типа. Лошадей вооружали, чтобы защитить их тела, добавляли защиту для шеи и головы. Конница, как и вся армия, скорее всего, делилась по десятичной системе, что было характерно для степных народов. Главным оружием персидской армии был лук. Его длина составляла 130-150см, а длина стрел - около 90см. Горитос, футляр для стрельбы из лука, представлял собой комбинацию колчана для стрел и лупии для лука. Персидская пехота представляла собой смесь контингентов сатрапий и союзных народов. Их вооружение было легким, большинство было вооружено луками, поэтому они сражались на расстоянии. Они были вооружены копьями и плетеными щитами. Формирование было свободным. Согласно источникам, это была неуказанная поддержка штурмовых войск. На основании рельефов можно выделить пять типов этой пехоты.
Армия, хотя и очень неоднородная по национальности, вооружению и компактности, была основой могущества персидского государства. Персы и медяне возглавили этот процесс. Кавалерия и пехота действовали сообща. Их численность возросла по сравнению с древними государствами.
Ситуация в Греции была иной. Самым большим преимуществом гражданина была его боевая доблесть. Здесь кавалерия была не основой армии, а ее элитой, она носила вспомогательный характер. Это произошло в основном по двум причинам. Во-первых, местность Греции не располагала к верховой езде. Во-вторых, содержать лошадь было дорого. Поэтому основой армии стала пехота. Гоплит был вооружен мечом, щитом, шлемом, доспехами и копьем. Все, кто был способен сражаться, сражались, и сражались они как легковооруженные. Греки лучше действовали в оборонительном, чем в наступательном бою, хотя и без явного преимущества одного над другим. Пешие войска сильного полиса составляли в среднем 10 000 гоплитов, вместе с легковооруженными их число могло быть и больше. Политическими державами рассматриваемого периода были Спарта и Афины. Именно история этих городов-государств наиболее полно представлена в источниках. С точки зрения вооружения и строя Спарта и Афины имели много общего (фаланга), но различия были в характере армии. Афины имели ополченческую армию, в отличие от Спарты, которая имела профессиональную армию. По достижении 18 лет каждый мужчина был обязан отслужить 2 года в войсках на границе и пройти там военную подготовку. После этого периода его переводили в резерв, где он оставался до 60 лет. В 509 году до н.э. произошла реформа, которая также имела большое значение для афинской армии. Клисфен разделил территорию Афин на 100 демосов (деревенских кластеров). Один филум состоял из 10 демок. Один филум выбирал филарха для командования кавалерией региона, один таксис - для командования пехотой и один стратег - для командования всеми вооруженными силами. Таким образом, в Афинах было по 10 стратегов, филархов и таксиев. Кроме того, каждый филум должен был выставить 5 боевых кораблей. Греческая армия, в отличие от персидской, отличалась единообразием, военной дисциплиной и четко выверенной организацией. Они имели хорошую подготовку, одинаковое вооружение и использовали строй под названием "фаланга".
Перед лицом неудачи персов над скифами и персы, и ионийские греки, помогавшие первым своим контингентом, сделали разные выводы. Персы были уверены в лояльности ионийских греков, а ионийские греки понимали, что пришло время, когда у них появился шанс получить независимость от могущественного соседа; поэтому они хотели поднять восстание против него. Из Милета в материнские города был отправлен гонец, у которого просили вооруженной помощи. Спарта отказалась от помощи, но Афины поддержали ионийских греков 20 кораблями, а Эретрия - 5 кораблями. Восстание ионийцев, вспыхнувшее в 494 году до н.э., поначалу было успешным, включая сожжение Сард. В битве при Ладе греческий флот был уничтожен. Милет также был разрушен. После этих событий афиняне были уверены, что столкновение с персами - лишь вопрос времени. И они не ошиблись. Персы готовили карательную экспедицию в города, поддержавшие ионийское восстание. Поэтому Мардоний, зять Дария, был послан в 492 году до н.э. с армией вдоль Эгейского моря. Однако шторм нарушил планы Дария, так как большинство кораблей были потоплены у мыса Афон. Через два года экспедиция была повторена, на этот раз флот проплыл по Эгейскому морю, затем остановился на острове Самос, откуда нанес удар по Наксосу. Персы быстро разобрались с Эретрией. Затем они разместили армию на юго-западном побережье Аттики, недалеко от Марафона, откуда была прямая дорога в Афины. Там произошла битва.
В историографии принято считать, что Мильтиад был полководцем на греческой стороне. Это не совсем так. Следует помнить, что каждая из 10 филактерий имела своего стратега, поэтому для командования всей армией было 10 стратегов. Дело в том, что среди них был Мильтиад, который горячо поддерживал дело ионийских греков. Однако главным командующим армиями был Каллимах, под началом которого оставались эти 10 стратегов. Только после разделения персидской армии, о котором речь пойдет позже, Каллимах передал командование Мильтиаду. Что касается персидского командования, которое часто упускается из виду в историографии, упоминаются Артаферн, который был братом Дария и сатрапом Сард, и Датис, который был медянином и, вероятно, принимал участие в подавлении ионийского восстания.
Частично достоверным источником информации о Мильтиаде является работа Корнелия Непоса "Жизни выдающихся людей". Достоверность может быть поставлена под сомнение в основном по двум причинам: автор пишет в гораздо более поздний период, примерно на 400 лет, хотя он, безусловно, опирается на более древние источники. Кроме того, он путает Мильтиада с его одноименным дядей, который основал греческую колонию на Херсонесе. Мильтиад жил между 550 и 489 гг. до н.э. Он был афинским вождем и политиком, сыном Кимона, и своим собственным разумом, и умеренностью, пишет Непос, необычайно отличался от других. Он был связан с ионийским восстанием, и именно он должен был убедить афинян не защищаться в городе. После победы при Марафоне он отправился на остров Парос; однако экспедиция закончилась поражением, а самого Мильтиада обвинили в обмане народа. Вскоре он умер, не совсем понятно как, возможно, от раны, полученной во время экспедиции на Парос.
Афиняне узнали о персидской экспедиции только после нападения на Эретрию. Они начали подготовку и обратились за помощью к Спарте. Знаменитый быстрый бегун Филиппиад был послан с заданием. Спартанцы обещали прислать подкрепление, но дело затянулось на две недели, так как в это время у них был религиозный праздник. В то же время до афинян дошли слухи, что персы высадились в Марафоне, в 26 милях от города. Большинство источников сходятся во мнении, что это произошло в сентябре. Однако даты этого дня разнятся: одни авторы указывают 12 сентября, другие - 30 сентября. Афинская армия, насчитывавшая около 11 000 человек, включая легкие войска, заняла удобную позицию на холме. У персов было около 20 000 солдат, плюс 5 000 кавалерии. Таким образом, противники вдвое превосходили Афины. Стоит отметить, что в Афины прибыло небольшое подкрепление в виде 600 гоплитов, присланное из Платеи. Персы знали, что афиняне готовы понести потери при защите города, они выставят как можно больше армий. Оправдав их ожидания, город опустел, и в этот момент Артаферн и половина персидской армии сели на корабли и отправились в сторону Афин, проплыв вокруг Аттики. Мильтиад, понимая, что происходит, настаивал на атаке. Именно тогда он получил командование от Каллимаха. Если верить тому, что Артаферн взял половину армии, то число афинских и персидских солдат было более или менее равным.
Две стороны столкнулись друг с другом. У Афин, ожидавших Спарту, было не так много времени, ведь им нужно было успеть защитить город. Как только часть персидской армии отошла, оставшаяся продвинулась вперед, не позволив афинянам вернуться в город. Поэтому у афинян был только один выход - напасть на персов и быстро вернуться в Афины. Неизвестно, кто напал первым, но, учитывая ситуацию, первыми напали афиняне. Греки расположились так, что крылья были усилены, а центр ослаблен. Платейцы заняли левый фланг, Каллимах - правый. Тогда греки, предположительно, пошли в атаку, находясь уже в пределах досягаемости вражеских стрел. Это удивило персов, и их крылья, состоявшие из набранных племенных войск и ионийских греков, были разбиты. Соблюдая дисциплину, фланги воздержались от преследования противника и повернули к центру. Персидская пехота бросилась в бегство, некоторые - на корабли. Греки напали на них и захватили семерых из них в плен. Небольшой отряд остался на поле боя, остальные быстро двинулись к Афинам. Персы, которые сначала отплыли с Артафеном, увидев, что афиняне прибыли, направились в открытое море. Потери с обеих сторон оформляются следующим образом: 6 400 убитых с персидской стороны и 192 с греческой, включая архонта Каллимаха.
Конец битвы наступил только после того, как персидский флот отплыл от Афин. Потери персов были несравненно больше, чем греков, но следует помнить, что ядром персидской армии была кавалерия, которая здесь не использовалась. Более того, даже если не половина, то значительная часть вражеской армии отправилась в Афины на кораблях, что уменьшило преимущество персов.
Греки, несомненно, одержали победу. Они превосходили противника в вооружении, тактике и дисциплине. У них было преимущество в позиции. Кроме того, они были настроены решительно, они должны были защищать свои дома и семьи. С другой стороны, персы, вернее, персидская армия, в большей степени состояла из неперсов, их ряды пополняли племенные войска, набранные силой, и даже греки, которые, конечно, не испытывали желания воевать против своих собратьев. Однако с точки зрения военного искусства битва имела огромное значение. Это был первый случай использования фаланги против численно более сильной армии. В политическом плане битва также имела большое значение, так как спасла Грецию от потери независимости. Однако это было только начало греко-персидских войн.