Трехочковый Дениса Захарова в концовке седьмого матча серии против московского ЦСКА стал для петербургского "Зенита" важнейшим шагом к первым в истории клуба золотым медалями в Единой лиги ВТБ. Один из героев невероятного финала рассказал о "балканской" атмосфере на арене в Петербурге, философии Хави Паскуаля и сигарной традиции из НБА.
"В плей-офф наши болельщики горели!"
— Точно самая большая победа — это факт. А серия — она самая невероятная для всего российского баскетбола.
— Мы с самого начала плей-офф были уверены в своих силах. И одновременно не загадывали далеко вперед. Когда начинали серию с "Енисеем" в первом раунде, не ждали, что будет легко. То же самое с УНИКСом. Настраивались на каждый матч отдельно — от самого первого с "Енисеем" до седьмой игры с ЦСКА. Никто не думал, что мы спокойно закончим серию за три матча и поедем отдыхать. На каждую игру был отдельный план.
— Нет, просто понимали свои силы и старались задействовать лучшие стороны в каждой игре. При этом, конечно, готовились к каждому сопернику. Изучали, как они играют в нападении, как в защите.
— Даже не знаю, почему он выбрал этот момент. У нас все тренировки перед матчами были примерно одинаковыми. Я даже ни одну игру выделить не могу, что уж говорить про тренировки (улыбается).
— Это помогало. Нас в Петербурге всегда хорошо поддерживают, но в плей-офф болельщики прямо гнали нас вперед. Похоже на Балканы — зал пел, ревел. Прямо как в Сербии или Греции! Все-таки у нас в России культура боления на баскетболе более сдержанная — люди приходят полюбоваться на игру. На плей-офф трибуны горели, и это чувствовалось.
"Шампанское плескалось"
— На самом деле Хави Паскуаль грамотно распределил силы по ходу серии. За все семь матчей у нас была одна или две встречи, когда лидеры сыграли более 30 минут. Обычно нагрузка распределялась на всех примерно поровну. От 15 до 28 минут. Даже в матче с двумя овертаймами ни у кого в "Зените" не было 40 минут на площадке. Грамотно распределили силы, и это помогло.
— Наверное, облегчение. До этого было напряжение — оно на нас не давило, но присутствовало. Шла серия, мы были в жестком графике: перелет, сон, тренировка, игра. Постоянно в дороге. И тут приятное облегчение — все не просто закончилось, а закончилось наилучшим образом. Можно отдыхать и праздновать долгожданную победу.
— Мы были рады, пели песни и пили шампанское. Но ничего сверхъестественного не было. Никакой сумасшедшей грязи (смеется). В самолете ведь даже сигару не выкуришь. Стюардессы налили нам по бокалу шампанского, все просто общались и радовались. В раздевалке в первый час после победы все было намного грандиознее.
— Сложно сказать, что приобщили. Это наше первое чемпионство. Если выиграем несколько раз подряд, то, наверное, приобщимся к этой традиции (улыбается). Пока это необязательный ритуал — кто-то закурил сигару, а кто-то нет. Шампанское плескалось, все выпивали из кубка — все как положено.
— Не задавался этим вопросом. Просто у нас баскетбол в стране не столь развит, как хоккей. Если условный Александр Овечкин приезжает в Москву с Кубком Стэнли, к нему придет намного больше людей, чем если кто-то из наших баскетболистов приедет в родной город с кубком Единой лиги ВТБ. Есть фанатский интерес, но если я привезу Кубок в Белгород, то сомневаюсь, что придет много людей, чтобы на него посмотреть.
"Чтобы понять Паскуаля, надо быть умным"
— Самое главное — это настроение и моральный подъем. Когда они пришли, уже близился плей-офф. Сезон был насыщенным, много матчей в Единой лиге ВТБ и Евролиге — накопилась усталость. А ребята привнесли свежесть и настроение. Плюс они и на площадке показали, что опыт никуда не делся. Помогли и в игре, и в моральной части.
— Он очень дотошный в мелких деталях — в хорошем смысле. Наше отношение к каждой игре, как к отдельной истории, шло от него. Благодаря ему мы не думали: "Сейчас легко пройдем этих, потом тех, а в конце победим в финале". Нет — на каждый матч настраивались отдельно. Сыграли, а завтра уже другой день и другой план. Главное — это его отношение к деталям. Бывало так, что с одним баскетболистом играем в одну защиту, с другим — в другую, а с третьим — в третью. Чтобы принять и понять философию Паскуаля, нужно быть умным в баскетбольном плане.
— Думаю, он больше тактик, чем какой-то тиран. Но все равно любой тренер должен быть разносторонним — в одной ситуации погладит по головке, в другой прикрикнет. Ведь и игроки бывают разными — кого-то надо подгонять постоянно, а другому просто сказать: "Давай парень, я в тебя верю!" Все индивидуально.
— Тому, что надо всегда быть готовым. Сезон долгий, игр много. Надо всегда быть в форме, в любой момент он может дать шанс. Даже если несколько игр ты пропустил, то в следующем матче можешь получить много времени.
"Никто не хочет просто сидет на лавке и хлопать в ладоши"
— Мне хочется продолжить играть за "Зенит". Но здесь всегда есть две стороны — клуб и игрок. Будем общаться с клубом, с агентами. Надеюсь, желание продолжать есть у обеих сторон. Будем договариваться.
— Любой амбициозный баскетболист играет ради этого. Все хотят иметь большую роль в команде, а не просто тренироваться, сидеть и хлопать в ладоши на лавке. С мотивацией проблем не будет.
— Пока сложно говорить об этом. Надо понять, какой будет формат чемпионата, какие команды сыграют, сколько матчей. Давайте мы следующим летом поговорим, и я расскажу — лучше нам было без европейских турниров или нет.
— Наш гендиректор Александр Церковный и тренер Хави сказали, что в следующем сезоне мы можем только повторить свои успехи. Добиться большего будет невозможно, ведь в этом году мы выиграли все, что можно: чемпионами стали и основа, и молодежка, и ДЮБЛ (Детско-юношеская баскетбольная лига). Может только повторить такое, ведь сыграли суперуспешно. Будем к этому стремиться.