Найти в Дзене

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Звук и буква «Я, я»"

Урок: чтение

Тема: Звук и буква «Я, я»

Цель: знакомство со звуком и буквой «Яя»

Задачи:

- учить выделять звук [йа] на слух и при чтении; создать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слов с буквой «я» в начале и конце слова после гласной;

- развитие и коррекция речи путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений, уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей;

- формирование коммуникативных умений (умения внимательно слушать учителя и друг друга) через создание игровых ситуаций.

Ход урока.

Организационный момент.

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки положи на стол,

Начинаем разговор.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Но сначала давайте повторим уже изученные буквы.

Актуализация знаний.

1) назовите все изученные буквы (по цепочке)

2) назовите гласные, назовите согласные.

3) «красный – синий» учитель называет слова, если они начинаются на гласный звук, дети хлопают в ладоши, если на согласный – топают ногами. (арбуз, банан, дерево, урок, облако, гусь, ёжик, Емеля)

4) чтение по слоговой таблице, слоги с буквой «е»

5) чтение слов (слова написаны на доске)

НЕБО СЕНО

БЕЛКА РЕКА

ВЕТЕР БЕРЕГ

- чтение слов по порядку и вразброс;

- игра «День – ночь» (учитель говорит: «ночь», дети закрывают глаза, а в это время учитель закрывает одно из слов. Когда говорит: «день», дети открывают глаза и называют спрятанное слово.

Физкультминутка. (отпрыгать, отхлопать и протопать каждое слово)

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

На дощечку наступила,

Прямо в речку угодила.

Усвоение нового материала.

1. Выделение звука.

- назовите общий звук в слова : ящерица, яма, яблоко. (звук [йа])

- посмотрите на карточку на доске, здесь написано слово «яма».

Прочитайте буквы, которые мы уже знаем.

Покажите новую букву. Это буква «Я»

- сколько слогов в слове «яма»? (два слога)

Назовите первый слог. Из скольких букв он состоит? (из одной буквы)

Где стоит буква «Я» в слове ЯМА? (в начале слова)

Назовите слова, начинающиеся на букву «Я»

Курица снесла…(яйцо)

Солнце светит очень…(ярко)

На дереве спелое …(яблоко)

2.Знакомство с буквой.

1) - Еще раз посмотрите внимательно на букву, подумайте на что она похожа?(ответы детей)

- Показ иллюстрации

Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела вместо птички буква «Я»

2) выложите букву «Я» из счётного материала.

3) послушайте стихотворение про букву «Я»:

Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Буква, слог и слово.

3.Чтение слов:

- Ребята, к нам пришла гостья. Кто это? (иллюстрация)

Давайте составим имя Бабы Яги из букв. (Один ученик – у доски. Остальные – на партах работают с кассой букв)

- Вы, ребята, очень порадовали Бабу Ягу. Наконец то она узнала, как пишется её имя. На радостях Баба Яга призналась, что в своей избушке она спрятала двух детей – братика и сестричку. Заколдовала их так, что они забыли свои имена и свой дом.

- Давайте им поможем.

Дети отгадывают имена и составляют их из букв. (Яна и Яша)

- Давайте составим про Яну и Яшу предложения, так чтобы они вспомнили про свой дом. (Мама любит Яну и Яшу. У Яны есть кукла. Яша любит рисовать. и т.д.)

-2
-3

Физкультминутка.

Благодаря вам, ребята, дети вспомнили про свой дом и убежали из логова Бабы Яги. По пути им много чего встретилось. Если в слове – названии предмета, есть буква «Я» – это помощник бабы Яги, нужно спрятаться, если нет – бежим дальше. (змея, камень, река, яма, ястреб, лиса, волк, заяц, ёжик, яйцо, ягода, дерево, яблоня, дом)

Чтение страницы букваря.

- Бабе Яге стыдно за свое поведение. Она раскаивается и просит вас разрешить ей остаться на уроке. Уж очень хочется ей послушать, как вы читаете букварь.

- Разрешим ей остаться? (только пусть пообещает больше не похищать детей)

Чтение по букварю стр.50 -53:

- рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию;

- чтение слов под картинками;

- чтение предложений (Хоровое чтение, чтение по цепочке)%

- чтение текста, вопросы по содержанию текста.

Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что интересного вы узнали про эту букву?

(В начале слова буква «Я» даёт два звука [й] [а])

- Что понравилось вам на уроке?

- Что было сложным? А что – лёгким?