Урок: чтение
Тема: Звук и буква «Я, я»
Цель: знакомство со звуком и буквой «Яя»
Задачи:
- учить выделять звук [йа] на слух и при чтении; создать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слов с буквой «я» в начале и конце слова после гласной;
- развитие и коррекция речи путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений, уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей;
- формирование коммуникативных умений (умения внимательно слушать учителя и друг друга) через создание игровых ситуаций.
Ход урока.
Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки положи на стол,
Начинаем разговор.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.
Но сначала давайте повторим уже изученные буквы.
Актуализация знаний.
1) назовите все изученные буквы (по цепочке)
2) назовите гласные, назовите согласные.
3) «красный – синий» учитель называет слова, если они начинаются на гласный звук, дети хлопают в ладоши, если на согласный – топают ногами. (арбуз, банан, дерево, урок, облако, гусь, ёжик, Емеля)
4) чтение по слоговой таблице, слоги с буквой «е»
5) чтение слов (слова написаны на доске)
НЕБО СЕНО
БЕЛКА РЕКА
ВЕТЕР БЕРЕГ
- чтение слов по порядку и вразброс;
- игра «День – ночь» (учитель говорит: «ночь», дети закрывают глаза, а в это время учитель закрывает одно из слов. Когда говорит: «день», дети открывают глаза и называют спрятанное слово.
Физкультминутка. (отпрыгать, отхлопать и протопать каждое слово)
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
На дощечку наступила,
Прямо в речку угодила.
Усвоение нового материала.
1. Выделение звука.
- назовите общий звук в слова : ящерица, яма, яблоко. (звук [йа])
- посмотрите на карточку на доске, здесь написано слово «яма».
Прочитайте буквы, которые мы уже знаем.
Покажите новую букву. Это буква «Я»
- сколько слогов в слове «яма»? (два слога)
Назовите первый слог. Из скольких букв он состоит? (из одной буквы)
Где стоит буква «Я» в слове ЯМА? (в начале слова)
Назовите слова, начинающиеся на букву «Я»
Курица снесла…(яйцо)
Солнце светит очень…(ярко)
На дереве спелое …(яблоко)
2.Знакомство с буквой.
1) - Еще раз посмотрите внимательно на букву, подумайте на что она похожа?(ответы детей)
- Показ иллюстрации
Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела вместо птички буква «Я»
2) выложите букву «Я» из счётного материала.
3) послушайте стихотворение про букву «Я»:
Буква «Я» шагает гордо.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Буква, слог и слово.
3.Чтение слов:
- Ребята, к нам пришла гостья. Кто это? (иллюстрация)
Давайте составим имя Бабы Яги из букв. (Один ученик – у доски. Остальные – на партах работают с кассой букв)
- Вы, ребята, очень порадовали Бабу Ягу. Наконец то она узнала, как пишется её имя. На радостях Баба Яга призналась, что в своей избушке она спрятала двух детей – братика и сестричку. Заколдовала их так, что они забыли свои имена и свой дом.
- Давайте им поможем.
Дети отгадывают имена и составляют их из букв. (Яна и Яша)
- Давайте составим про Яну и Яшу предложения, так чтобы они вспомнили про свой дом. (Мама любит Яну и Яшу. У Яны есть кукла. Яша любит рисовать. и т.д.)
Физкультминутка.
Благодаря вам, ребята, дети вспомнили про свой дом и убежали из логова Бабы Яги. По пути им много чего встретилось. Если в слове – названии предмета, есть буква «Я» – это помощник бабы Яги, нужно спрятаться, если нет – бежим дальше. (змея, камень, река, яма, ястреб, лиса, волк, заяц, ёжик, яйцо, ягода, дерево, яблоня, дом)
Чтение страницы букваря.
- Бабе Яге стыдно за свое поведение. Она раскаивается и просит вас разрешить ей остаться на уроке. Уж очень хочется ей послушать, как вы читаете букварь.
- Разрешим ей остаться? (только пусть пообещает больше не похищать детей)
Чтение по букварю стр.50 -53:
- рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию;
- чтение слов под картинками;
- чтение предложений (Хоровое чтение, чтение по цепочке)%
- чтение текста, вопросы по содержанию текста.
Итог урока.
- С какой буквой вы сегодня познакомились?
- Что интересного вы узнали про эту букву?
(В начале слова буква «Я» даёт два звука [й] [а])
- Что понравилось вам на уроке?
- Что было сложным? А что – лёгким?