В наши дни, когда татуировка стала мейнстримом, и этим никого не удивишь, все как-то забыли, что это были не просто несмываемые рисунки для украшения тела, а имели реальный и духовный смысл, не только тот, что носитель тату сам себе придумал в голове, а тот, по которому о нем судили в обществе, как друзья, так и враги. Например, индейцы Северной Америки очень любили украшать себя различными узорами, о значении которых теперь остается только догадываться.
Почти все первоисточники, где упоминается о татуировках, говорят, что индейцы легко читали смысл рисунков, как на своих людях, так и на представителях других племен, с которыми они контактировали. Это заставляет задуматься об общем, по крайней мере для зоны Вудленда, языке татуировки. Судя по всему индейские тату можно разбить на три категории:
- Магическая защита и улучшение психофизического состояния отдельных членов организма - знаки тотемных животных и небесных тел, знаки силы на ногах, руках и лице;
- Просто украшение тела - запутанные узоры, цветы и т.д.
- Знаки военной доблести - счет убитых врагов, снятых скальпов, военных походов и т.д.
Последнюю категорию вполне можно назвать индейскими "медалями", которые получали по факту свершения, а не по воле начальства. О том, что конкретно обозначал тот или иной рисунок сохранились лишь обрывочные сведения, но вот, о том, что ждало такого "расписного" воина во вражеском плену есть свидетельства конкретных очевидцев.
Джеймс Адер (1709-1783), индейский торговец из Южной Каролины, более 30 лет вел свой бизнес среди индейцев юго-востока Северной Америки, и был неоднократным свидетелем возвращения победоносных воинов в родные деревни. Большую часть времени Адер провел общаясь с отважными и прекрасными чикасо, поэтому данный этнографический материал большей частью относится именно к ним, но мне думается, что так происходило и в прочих племенах Вудленда.
Те пленники, которые довольно далеко продвинулись по жизни, в том числе и в военном деле, всегда искупают пролитую кровь пыткой огнем. Их легко узнают по синим знакам на руках и груди, которые также разборчивы для индейца, как для нас букварь. Их чернила сделаны из сажи смолистых сосновых веток, которая прилипает к стенкам глиняного горшка. Этой краской они чертят узоры на своих телах, подобно древним пиктам Британии, с их варварскими иероглифами. Они прокалывают кожу зубами рыбы-головастика и наносят на нее этот темный состав, чтобы записаться в число храбрецов, и рисунок держится очень долго.
Чикасы рассказывали мне, что когда их города были в окружении французов и их краснокожих союзников, то чтобы привести в соответствие реальные доказательства воинской доблести, они стерли все ложные знаки, которые их воины нанесли себе частным образом в приступе гордыни, и что они унижали таких воинов публичным образом, растягивая разрисованную кожу и натирая ее соком зеленой кукурузы, что в значительной степени удаляло рисунок.
Любопытно, что до того, как чикасо плотно не прижали французы (см. ссылку внизу статьи), они спокойно воспринимали своих "фейковых" героев. Только не ясно, хотели ли они спасти своих воинов от вражеских костров, а может из чувства социальной справедливости, или чтобы не было стыдно перед врагом. В любом случае чикасо знали, что за набитые тату придется отвечать, и тут уж не спишешь все на грехи молодости, как мы с недавних пор слышим в интервью пленных из ВСУ. Ну этих по крайней мере никто сжигать не будет.
Ссылки для дальнейшего чтения - Первая война французов с чикасо// Значение татуировок на лице у ирокезов.