Найти тему
О Москве нескучно

Что происходило в Москве 150 лет назад: история в фотографиях

Оглавление

Каким было первое здание Белорусского вокзала? Правда ли, что мужчин тогда в Москве жило намного больше, чем женщин? Зачем в городе появилась конка? Что снесли, чтобы построить Исторический музей на Красной площади? На какой улице Москвы уложили первый асфальт? А также - где горожане в те годы могли увидеть мамонтов и динозавров? Об этом и не только расскажу сегодня.

1870 год: новая дорога

19 сентября в Москве открыли новый вокзал на площади Тверской заставы. Изначально его назвали "Смоленским", потому что железная дорога вела в этот город. Но уже вскоре пути проложили до Бреста, и в 1871 году станция стала Брестским вокзалом. Первоначальное здание было двухэтажным. Его построили из красного кирпича и отштукатурили. Место на Тверской заставе выбрали из-за удобства прокладки путей. Кроме того, территории здесь почти не были заняты.

Здание, которое мы видим сегодня, появилось в 1912 году. Его спроектировал архитектор Иван Струков. Он соединил вместе и готику, и неоклассицизм и ампир. Такая вычурность даже по тем временем считалась чем-то из прошлого. Новое сооружение потребовалось, потому что старое уже не вмещало всех пассажиров. Через 10 лет после открытия вокзал получил другое название - Белорусско-Балтийский. А уже в 1936 году вторую часть имени убрали. Через 40 лет появилась новая пристройка - там расположили билетные кассы. В 1985-м прошла реконструкция вокзала. Она не повлияла на оригинальный облик здания.

1871 год: всех пересчитать

12 декабря в Москве провели первую однодневную перепись населения. Такое решение приняли после удачного эксперимента в Петербурге. Городские власти первопрестольной выделили на мероприятие 6 тысяч рублей. Однако в итоге пришлось давать ещё столько же. Москву разделили на 19 участков. По квартирам, как привыкли мы, никто не ходил (только в исключительных случаях). Обращались сразу к домовладельцам, чтобы выдать переписной лист. В нём хозяин должен был указать всех, кто проживал в его доме. После этого бумажку просто забирали те же, кто её до этого приносил.

Людей, которые занимались переписью, называли счётчиками. Их было 997 человек. Причём 76% из них составляли студенты. Свою работу они начали ещё 5 декабря, а через 7 дней всё закончилось. Исследование показало, что на тот момент в Москве проживало намного больше мужчин, чем женщин (354 тысячи против 248). Интересно, что в некоторых частях города дефицита дам не существовало. Например, в районе Арбата и Пречистенки их насчитали даже больше, чем мужчин. А вот в Лефортове и Городской части (территория около Кремля и Китай-город) представительниц прекрасного пола было невероятно мало.

1872 год: лошадей подайте к выставке

В Москве появилась конка - вагон, запряжённый лошадьми, который ехал по рельсам. Иными словами, предшественница трамвая. О прокладке линий задумались ещё в 1860-х. Тогда конка появилась в Петербурге, а в мире уже существовала на протяжении нескольких десятилетий. Москва становилась всё больше, а значит увеличивалась потребность в длинных поездках. Процесс согласования проектов занял безумное количество времени. Первая линия конки появилась только в июне 1872 года. И то лишь благодаря открытию Политехнической выставки. Организаторам требовалось и гостей поразить, и доставлять их к месту назначения.

Новый транспорт следовал от Воскресенских ворот Китай-города до Тверской заставы (через Неглинную улицу и Трубную площадь). Для этого закупили 10 вагонов из Англии. Москвичей конка очень привлекала. Многие катались на ней только из любопытства. Долгое время других маршрутов не было. Только в 1875 году появились несколько полноценных линий. От современной Манежной площади до Тверской заставы, от Ильинских ворот Китай-города через Сретенку до Сокольников и через Покровку до нынешней Электрозаводской улицы.

1873 год: "мышеловка"

Открылся обновлённый металлический Крымский мост. Предыдущая конструкция стояла на этом месте с начала 19 века и была деревянной. Первый мост появился здесь ещё в 1780-х годах, но являлся наплавным. То есть представлял собой несколько плотов, соединённых вместе. Такое сооружение очень сильно зависело от погодных условий, легко разрушалось и нерегулярно работало. Поэтому и решили обратиться к более современным конструкциям. Однако и деревянный мост страдал от частых паводков. Ему требовался постоянный ремонт.

В итоге в 1873 году построили металлический мост по проекту инженера В.К. Шпейера. Внутри была проезжая часть, по середине которой в начале 20 века стали ходить трамваи. Сбоку расположили секции для пешеходов. Благодаря плетёной конструкции, в народе сооружение часто называли "мышеловкой". В таком виде мост простоял до 1930-х. А уже в 1938 году открыли новый Крымский мост, который мы видим сегодня.

1874 год: любовь к сносу была всегда

Практически у стен Московского Кремля снесли здание бывшего Земского приказа. Ведомство размещалось тут с 1564 по 1699 годы и занималось управлением города. То есть отвечало за благоустройство, сбор налогов, тушение пожаров и др. Сначала сооружение было деревянным. На рубеже 17-18 веков стало каменным. После упразднения Земского приказа здание отдали медицинской конторе. Вскоре здесь появилась Главная аптека.

В ней не только продавали лекарства. Её сотрудники также следили за работой всех остальных аптек Москвы. В 1737 году в здании случился пожар. Организацию перевели в другое место, а тут в 1755-м разместили Московский университет. С конца 18 века, когда студенты переехали в новое здание на Моховой улице, здесь располагались разные городские учреждения. Сносить сооружение решили в 1872 году, чтобы освободить место для строительства Исторического музея. Как раз-таки в 1874-м здание бывшего Земского приказа разобрали.

1875 год: дорого да ново

Из 1874 года плавно переходим в 1875, когда на месте снесённого здания бывшего Земского приказа начали строить Исторический музей. 3 сентября состоялась торжественная церемония закладки нового сооружения. Возводили его по проекту Владимира Шервуда. Интересно, что официального статуса архитектора он не имел, а являлся академиком живописи. В любом случае, за техническую сторону сооружения отвечал инженер Анатолий Семёнов.

Внешний облик музея выполнили в стиле древнерусского зодчества. По замыслу Шервуда, здание должно было сочетаться с Покровским собором (Василия Блаженного) напротив и сделать огромную Красную площадь более уютной. Строительство шло трудно: рядом в коллекторе протекала река Неглинная. А значит и почвы были неустойчивыми, с большим количеством грунтовых вод. Приходилось использовать сложные и дорогие по тем временам технологии. Та что тормозили работы не только природные условия, но и финансовые. В 1879 году строительство даже остановили. Возобновили его только в 1881-м. Открытие музея состоялось через 2 года, но не носило торжественный характер, потому что имелись некоторые недоделки.

1876 год: неудачные эксперименты

Москвичи увидели на Тверской новое дорожное покрытие - асфальтовое. Правда впервые оно появилось ещё на Никольской улице в 1873-м. Но тогда это была частная инициатива владельца ресторана "Славянский базар". Купец Александр Пороховщиков решил так привлечь ещё больше внимания к своему заведению и на собственные деньги обустроил небольшую территорию около ресторана. Основную часть дорожного покрытия в центре города тогда составляла брусчатка, ходить по которой было неудобно, а ездить шумно.

Городская дума решила провести эксперимент лишь три года спустя. Чиновники выделили деньги, чтобы заасфальтировать Тверскую улицу. Там должны были появиться пять экспериментальных участков с разным покрытием: четыре из них с асфальтом разного вида и один деревянный. Он-то и проявил себя лучше всех, наряду с отрезком из Сызранского асфальта. Но и победители конкурса довольно быстро пришли в негодность. Для ремонта уже пришлось использовать литой асфальт. В целом, новые технологии должного распространения не получили. Массовое применение этого материала началось только в годы СССР.

1877-1878 годы: прогулка по Москве

Это время не было богатым на интересные события, которые можно подтвердить фотографиями. Из любопытного, в 1877-м издали первую карту Москвы с изображением рельефа. Это позволило поставить под сомнение теорию, что город стоял на семи холмах. Специалисты насчитали, как минимум, 11 штук. В ноябре 1878 года в Малом театре состоялась премьера спектакля "Бесприданница". Но снимков этого события также нет. Предлагаю просто совершить прогулку по Москве. Тем более, что фотографий самой первопрестольной я показал до этого не так уж и много.

1879 год: где в Москве "обитали" динозавры

3 апреля в Манеже открылась Антропологическая выставка. Её организовали по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Главным организатором был учёный Анатолий Богданов. Собирать экспонаты пришлось на протяжении нескольких лет по всей Российской Империи. Большой проблемой стало привлечение москвичей на выставку. Многие не одобряли раскопки, а также извлечение останков предков по религиозным соображениям. Этот вопрос удалось решить с помощью присутствия на открытии большого числа официальных лиц и молебна. Духовенство подтвердило, что все экспонаты не противоречат Священному писанию.

Всего на выставке было 7 тематических разделов: фотографический; медико-антропологический; краниологический (черепа людей и животных); геолого-палеонтологический; этнографический; раздел древностей, а также бюстов и масок. Но для обычных посетителей сделали отдельные от научных залы. Там можно было посмотреть на скелет курицы, модели мамонта, сталактиты, бассейн с водопадом с "плавающим" там плезиозавром, манекены представителей разных народов в национальных одеждах, макеты их жилищ и многое другое. В день открытия выставки входной билет стоил 3 рубля, далее - 1 рубль. Всего до сентября её посетили более 100 тысяч человек.

Если вам интересная #история города по фотографиям Москвы, то ниже оставляю ссылки на некоторые статьи по другим десятилетиям:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!