Среди разных мемуаров французских деятелей начала двадцатого века я нашел удивительный документ - записки семьи Миомандре, в которых передается история Жака Чапаса глазами людей, хорошо знавших его лично.
Я стал читать, изучать эти Записки в надежде, что найду в них какое-нибудь упоминание о России - то, что Жан Чапас мог узнать только от Филиппа Низье. И я в этих Записках действительно нашел удивительное, хотя и краткое пророчество Чапаса о России - пророчество, которое он получил от своего учителя, мсье Филиппа. Но прежде я хочу рассказать подробнее о самом Жаке Чапазе. Я уже начал говорить о нем в предыдущей публикации. Теперь сделаю это устами этих Записок. Предлагаю вниманию читателей мой перевод семейных Записок Кристиана де Миомандре "Жан Чапас, друг Бога". Отец Кристиана был близко знаком с Чапасом. Начну с начала.
Жан Чапас, друг Бога
В своей замечательной во многих отношениях книге, посвященной жизни и творчеству Папюса, выдающийся директор журнала, доктор Филипп Анкосс, посвящает главу могущественной личности целителя Филиппа Низье, который был духовным учителем его отца, Жерара Анкосса.
Этот духовный учитель, доктор Филипп Анкосс, объясняет, что Папюс, в ту пору уже прославленный на всю Европу спиритист, главный "маг мира", как его называли, впервые услышал о мсье Филиппе от своей свекрови, которая была исцелена им. Он отправился в Лион в сопровождении доктора Лаланда (Марк Хейвен, который в будущем станет зятем мсье Филиппа) в 1896 году и был убежден в силе «тауматурга» теми чудесами, которые он мог увидеть «из первых рук» в доме Филиппа (которому тогда было 35 лет), на улице Тет-д'Ор в Лионе. С тех пор они оба привязывались к духовному учению этого человека, который был столь же удивительном, сколь и скромном в повседневной жизни.
У мастера Филиппа был сотрудник, который ежедневно сопровождал его в его работе по исцелению и воспитанию душ, его звали Жан Чапас. В этом исследовании мы хотели бы показать деятельность и набросать портрет этого любимого ученика Филиппа, которого мы хорошо знали между 1921 и 1932 годами.
Жан Шапас родился в Лионе 12 февраля 1873 года. Тот, кому суждено было быть с двадцатого года ежедневным спутником, а затем преемником Филиппа в его миссии молитвы и исцеления, родился, как и тот, в скромной семье. Его отец был рыбаком. Он владел участком земли вдоль Соны, из которого он получил средства к существованию для своей семьи.
Когда ребенок закончил начальное образование в местном колледже, родители послали его учиться с целью получения удостоверения капитана судна на «Роне». Он получил этот диплом, но не воспользовался им, ибо с того времени мсье Филипп решил постепенно посвящать его в азы своей духовной работы.
В течение нескольких лет Жан молча выполнял все задачи, возложенные на него Филиппом. Мы узнаем от самой миссис Чапас, что для молодого человека его ждали годы духовных испытаний и внутреннего становления в работе.
Однажды мсье Филипп дал Джону Чапасу, в присутствии девушки, которая позже станет его женой, сделанные им четки, на которой Филипп завязал узел. И сказал дословно: «Ты будешь стоять каждый день в течение часа в своей комнате: когда ты достигнешь этого узла, ты будешь перед Святым Духом». (прим. первеводчика - я не понял, извините, о чем тут речь).
В 1894 году Филипп представил его своим пациентам в палате сеансов и сказал им 21 февраля 1894 года: "Вы говорите: почему я всегда говорю о Боге, когда в прошлом я не говорил о нем? Действительно, сейчас господин Чапас отвечает за то, что делал я раньше, он берет имена больных и берет на себя большую ответственность." Позже, 9 июля 1894 года, он снова сказал им: «Без вашего ведома мы с Чапасом стремимся исцелить вашу душу, а потому нам придется получить от вас обещания, которые часто вы не будете выполнять».
С тех пор Жан Шапас регулярно помогал целителю в его работах и помогал всем, кто обращался к нему.
В 1898 году он женился на Луизе Гранжан, дочери плотника, которая родилась 28 мая 1868 года в Во близ Вильфранш-сюр-Сон; от этого брака у него родились две дочери, первая из которых умерла в очень юном возрасте.
Когда Филипп ушел на другую сторону (5 августа 1905 года), Жан Чапас продолжал принимать больных, которые всегда в большом количестве приходили в дом на улице Тет-д'Ор.
Летом он жил в L'Arbresle, городе, расположенном в часе езды на поезде к западу от Лиона, у подножия горы Соваж, где в 1911 году он поселился в обширном монастыре урсулинок, который возвышается над небольшим городком. Этот монастырь был завещан его жене его владелицей, миссис Санта-Мария.
Лионские врачи подали в суд на Жана Чапаса в 1908 году за незаконную медицинскую практику. Но он был оправдан - суд признал, что преемник Филиппа действовал только молитвой.
Жан Чапас был в контакте с промышленником из Страсбурга Жоржем Хелем, который знал Филиппа, с французскими ирредентистскими кругами в Эльзасе. Эти эльзасские круги очень доверяли Жану Чапасу, который объявил, что Европе предстояла война (речь шла о Первой Мировой), которая будет иметь громадные последствия для всего человечества, как и для его страны, Франции. Когда эта война была неизбежна, Жан Чапас пригласил семью доктора Бухера приехать в отпуск в L'Arbresle.
Именно там в октябре 1914 года доктор Бухер присоединился к ним после бегства из Эльзаса, чтобы поставить себя на службу Франции на время Первой мировой войны. Таким образом, его семья, благодаря тому, что послушала Жана Чапаса, оставалась в безопасности.
С начала военных действий Жан Шапас выделил большую часть своего имущества в Л'Арбресле на развертывание военного госпиталя, который был официально утвержден как госпиталь второго класса для выздоравливающих раненых. В этой больнице было шестьдесят коек. Он оставался открытым до 1919 года.
Мы не знаем, чем можно восхищаться больше всего в миссии этого Друга Бога - в духовной молитвенной работе, которую он неустанно выполнял для всех, или в материальной работе этого военного госпиталя, за которую он взял на себя расходы, и за которую получил военную медаль. Какой человек согласился бы выполнять двойную ежедневную нагрузку, со всеми заботами, препятствиями и происшествиями дня? Это требовало необычной энергии и сил. Немногие, как мы знаем, могут таким образом сочетать прямое действие с несением морального бремени несчастных, которые должны быть облегчены и утешены в течение этих долгих лет борьбы. Когда позже мы пережили эту главу его жизни, мы не могли не выразить ему свое удивление и восхищение. Он просто ответил: «Небеса сделали это».
Это был 1920 год. Жан Шапас вскоре закроет сессионный дом на улице Тет-д'Ор. Наш отец, Морис де Миомандре, писатель и журналист, который тогда возглавлял официальную пресс-службу бельгийской оккупационной армии на Рейне, снова видел его в 1919 году.
Выводы ОС
Мы вернемся и продолжим рассматривать удивительную жизнь Жана Чапаза в одной из ближайших публикаций. Но уже теперь мне хочется сделать небольшое заключение-рассуждение. В лице мсье Филиппа, а затем в лице Жана Чапаса, Господь давал людям понять, что Он может для них сделать, если только люди повернутся к Нему. Как и положено, людей этих гнали, им не давали права официально лечить, учить. Но они все равно делали и то, и другое.
Да, не время еще было расцвесть плодам их работы. Да и сейчас не время. Но в служении двух этих людей - и в частности простого человека, дважды оплакиваемого как мертвого - показать, что Бог может и хочет сделать для человека гораздо больше, чем мы ожидаем, и чем говорят священники и правители, питающиеся от немощей и бед людских.
Бог показал, что когда люди примут свидетельство двух последних свидетелей - пророка и царя - то блаженным будут народы пророка и царя, служение которых представлено в Откр гл. 7, 11, 14. Интересно, что в то время, как уповавшие на технологии и на печать зверя люди представлены подвергающимися язвам-болезням, в Своем народе Господь производит исцеления.
Мало, кто это понимает, но когда исполнится пророчество о восстановлении монархии и Святой Руси, то это будет время удивительных исцелений. Это будет то время, когда больницы сегодняшнего уровня и типа уступят место "палатам исцеления", в которых служили мсье Филипп и Жан Чапаз. Таким образом исполнится пророчество, согласно которому Господь исцелит всех Своих, зато язвы болезней падут на Вавилон.