Найти тему
Red Monarch

Фильмы в годы перестройки. Список лучших. Часть первая.

По России мчится тройка: Мишка! Райка! Перестройка!

Эпоха перестройки - знаковая веха в истории нашей страны, в ходе которой произошли необратимые изменения в жизни людей и целых государств. И, конечно, изменения эти коснулись и культуру, и кинематограф в частности.

Бренд был введён М.С. Горбачевым в 1986 году при посещении завода ВАЗ и стал символом перемен. Естественно, как и у любого явления, там были и свои плюсы и минусы, касаться их, разбираться в причинах и т.д. мы не будем. Мы просто обсудим фильмы и порадуемся, что их когда-то у нас сняли.

Вот они, слева направо
Вот они, слева направо

Да, данная статья будет именно о хороших, знаковых и даже культовых перестроечных фильмах, которые запали мне в душу.

P.S. Ещё раз напоминаю, что всё это - моё субъективное мнение и может отличаться от вашего. Спасибо за понимание.

-3

Существуют различные точки зрения в отношении временных рамок и периодизации Перестройки, однако мы рассмотрим общепринятую. С 1986 года по 1991, год распада СССР.

Данная периодизация приемлема и для обозначения периода «перестроечного кино» в истории отечественного кинематографа, однако распространённым (особенно в киноведческой среде) является мнение, что «перестройка» в кино началась раньше, чем в общественно-политической жизни страны.

В эпоху Перестройки подошли к концу процессы, которые окончательно закрепили существование сферы культуры в двух вариантах — официальном и неофициальном. «Официальная» культура опиралась на разного рода творческие союзы, объединяющие представителей номенклатуры и творческих деятелей. «Неофициальный вариант» начал своё формирование в период «оттепели» (1950-е гг.) и вплоть до 1985 года проявлялся частично. Эти две ветви существовали параллельно и были представлены практически во всех видах искусства.

-4

Снимались разные фильмы. Особую популярность приобрели социальное и авторское кино. Снималось то, о чём раньше было запрещено. Начиная от неоднозначных эпох в истории нашей страны и заканчивая местечковыми семейными драмами.

Сейчас я постараюсь отобрать несколько годных перестроечных фильмов.

"Холодное лето пятьдесят третьего..." (1987) - реж. Александр Прошкин

-5

Всего два слова: шикарный фильм. Больше ничего не могу сказать. Маленькая история на фоне грандиозных изменений в стране после смерти вождя. Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Главные герои - Копалыч и Лузга
Главные герои - Копалыч и Лузга

Отличная музыка Владимира Мартынова (особенно в последней сцене просто разрывает душу). Отличные Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов в главных ролях. Для Папанова, великого актёра, который мог воплотить в фильмах образы абсолютно разные и непохожие друг на друга, этот фильм стал последним. Он скончался 5 августа 1987 и не успел озвучить своего героя. Сцены с последним кадром после титров - просто до слёз.

Великолепный Виктор Степанов в роли участкового Манкова
Великолепный Виктор Степанов в роли участкового Манкова

Произведение снято о тех, кто по амнистии получил волю и принялся беспредельничать, об их жертвах, и о тех, кто решил сопротивляться — о героях этой планово-внезапной миниатюрной, но страшной «гражданской войны» холодным летом 1953 года.

Мы узнаём о мотивах, о личном выборе и цене выбора. Фильм о справедливости и высокой плате за защиту понятий о правде, морали и этике. Фильм настолько силён постановкой и актёрской работой, что описывать этот шедевр нет смысла. Нужно смотреть.

Кто отказался от прошлого, тот потерял будущее. Два героя в фильме не собирались геройствовать. Но пришло время, и они сделали единственно возможный выбор для людей с совестью.

Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов
Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов

Правдиво рассказать о том очень сложном времени удалось, возможно, потому что организаторы и участники съёмок годами вынашивали идеи. Папанов воевал, в кругу общения имел возможность копить личный материал для одушевления персонажа и справился великолепно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В общем, я считаю, что "Холодное лето..." - это лучший перестроечный фильм.

"Курьер" (1986) - реж. Карен Шахназаров

-10

Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие - порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное…

Этот фильм по сути то, что в первую очередь представляют при словосочетании "Перестроечное кино" (наряду, пожалуй, с "Маленькой Верой" и "Интердевочкой").

Здесь тоже всё отлично: актёрский состав с Дунаевским, Чуриковой и Меньшовым; музыка Эдуарда Артемьева; известные композиции того времени в самом фильме; юмор и всё такое прочее.

Анастасия Немоляева и Фёдор Дунаевский
Анастасия Немоляева и Фёдор Дунаевский

СССР близится к распаду. Советская молодежь танцует брейк-данс и носит джинсы. Общество больше не верит в коммунизм и жаждет материальных ценностей. Вот некоторые из желаний персонажей фильма: «хочу выйти замуж за японца, у них технология самая передовая», «я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом — магнитофон и маленькая собачка», и самое главное - «у меня мечта – пальто купить».

-12

На фоне этих «потребленческих» настроений Иван не может найти себе места. Он чувствует острую нехватку отцовского внимания, но, не получая его, эпатирует окружающих.

Александр Панкратов-Чёрный там тоже есть!
Александр Панкратов-Чёрный там тоже есть!

Фильм за недолгий хронометраж успевает охватить множество тем – трудности взросления, проблемы отцов и детей, формирование в советском обществе классового неравенства и многое другое.

Помимо смыслового наполнения, «Курьер» порадует возможностью окунуться в эпоху конца 80-х, которая сейчас очень популярна в массовой культуре. В общем и целом, фильм стоит потраченного на него времени.

-14

"Асса" (1987) - реж. Сергей Соловьёв

-15

Первая часть кинотрилогии Сергей Соловьёва. В картине приняли участие популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщиковаи группы «Аквариум», группы «Браво» с солисткой Ж. Агузаровой и группы «Кино». Таким образом, фильм «Асса» стал одним из основных киносвидетельств русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х годов.

Виктор Цой тут тоже снялся
Виктор Цой тут тоже снялся

И как, следствие, фанатам этого самого русского рока фильм зайдёт (даже залетит). А тем, кто этот рок не особо любит, наверное, и не зайдёт вовсе.

Но, "Асса", в первую очередь, про людей и обычные человеческие ценности и желания. А так же и про общее состояние страны и жизни в ней. Кино необыкновенно поэтичное. Соловьеву удалось невозможное – чистой воды арт-хаус сделать любимым миллионами. Возможно, потому что идеально передан лейтмотив настроения тех лет – томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс.

С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены безупречно. Построение кадра, игра со светом. Необыкновенно красиво.

Каждый герой притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны. Без таких актёров, как Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев и Александр Баширов, "Асса" бы не получилась.

Сергей Бугаев
Сергей Бугаев
Александр Баширов
Александр Баширов
Станислав Говорухин и Татьяна Друбич
Станислав Говорухин и Татьяна Друбич

А то, как идеально звуковой ряд ложится на видеоряд, почувствовали, наверное, и глухие. Поэтому, стоит глянуть. И вроде как планируют показ на большом экране с 16 июня сего года, так что можно посмотреть и в кинотеатре.

-20

Вот и конец первой части, где постарался рассказать о трёх фильмах конца 1980-х. Дальше больше)