Говорят, что праздник 12 июня, главный в нашей стране, более чем странный. Раньше его называли Днём независимости, но потом осеклись и стали говорить просто: День России.
Текст Михаила Дряшина
Суверенитет – это (цитирую) «независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах». Российская Федерация, выходит, освободилась от оков Советского Союза и стала независимой от остальных частей этого самого Союза. Не бред даже, а стыд. День поражения. Мы перестали быть империей, распались и это празднуем. Радости полные штаны.
Понимаю, что пить не за что в принципе. День в день с нами независимость празднуют Филиппины, но не фальшивую, а настоящую – от Испании. Им есть чему радоваться. Мы же – не чокаясь.
Тем не менее любой анализ может быть только сравнительным, иначе теряет смысл. А как обстоят дела у других стран первого мира в плане национальных праздников? Что с помпой отмечают каждый год эти, цивилизованные?
День независимости США, 4 июля. Ни разу не день освобождения аборигенов от ига пришлых захватчиков. Просто захватчики-сепаратисты решили выскользнуть из-под присмотра своих же соплеменников из метрополии, которые мешали первым бесконтрольно печатать ничем не обеспеченные банкноты. Британский запрет на бесконтрольную денежную эмиссию вызвал недовольство колонистов и стал поводом для войны. А более – ничего.
День немецкого единства, 3 октября. Посвящён воссоединению Германии в 1990 году, которое не было результатом свободного волеизъявления немцев, то есть никак не может быть признано демократическим. Напротив, является прямым нарушением Хельсинкских соглашений о нерушимости границ и территориальной целостности государств, подписанных среди прочих как ФРГ, так и ГДР.
Национальный день Испании, 12 октября. Ни много ни мало – день открытия Америки Христофором Колумбом, то есть день начала конкисты – безудержной колониальной экспансии, безнаказанного геноцида индейцев и необузданного грабежа заморских территорий.
День взятия Бастилии, 14 июля. Ещё более позорен. Он вообще за гранью добра и зла. Кровавый карнавал. Гарнизон Бастилии состоял из 82 старых солдат и 32 швейцарцев, присланных в подкрепление. В крепости находилось всего семь узников – четверо фальшивомонетчиков, двое психически больных и один убийца. Бунтари пришли в сильное возбуждение при виде наведённых на них с крепостных стен пушек. Делегацию муниципалитета комендант крепости маркиз де Лонэ принял довольно вежливо: пригласил разделить с ним завтрак и приказал убрать пушки из амбразур.
Но, увы, свободолюбцы настроились на иное. После захвата крепости коменданту отрубили голову, насадили её на пику и понесли по городу. Такая же судьба постигла трёх его офицеров и трёх солдат, а также купеческого старшину Парижа Флесселя.
В Соединённом Королевстве Британии и Северной Ирландии нет никакого национального праздника, отмечаемого в день его официального основания. Островитяне в данном случае оказались хитрее и не стали позориться. Впрочем, в день рождения королевы гуляют, как в собственный.
Понятно, что любое национальное самосознание держится на мифах. У нас прошло ещё очень мало времени. Миф не сложился, память не стёрлась, свидетели живы. Оттого и неловко.
Положа руку на сердце, праздновать в этот день нам и вправду нечего. Зато никого, кроме самих себя, мы не обидели, так что и стыдиться нам тоже нечего. Не в чем Россию упрекнуть, кроме полной потери бдительности, преступной беспечности и самоубийственной наивности. Потому и пьём не чокаясь.