Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить об одном из самых популярных произведений русской классики, а точнее о романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и Наказание".
А если еще точнее... О теме "двойников Раскольникова" в этом произведении.
Первый этап критики, который уже не выдерживает эта устоявшаяся теория - это говорящие фамилии. Практически все герои "ПиН" имеют имена, отражающие их внутренние качества (Дуня - душа; Разумихин - разум и тд). И даже по этой характеристике мы видим существенные различия:
Раскольников - раскол. Раскол души, Раскол Бога.
Лужин - лужа, грязь.
Свидригайлов - содрогающийся.
Лебезятников - лебезящий.
Как видите ни о каком двойничестве здесь и речи быть не может, однако давайте ради интереса заглянем в характеры этих героев поближе и начнем мы с... Свидригайлова.
По сути дела этот человек не сделал ничего плохого. Он в итоге отпустил Дуню (хотя легко мог отнять у нее пистолет и...), он не отравлял свою жену... Многих может смущать его разговоры о растлении, однако, скорее всего, и этого он не совершал, так как одного сна, одной мысли об этом деянии было достаточно для того, чтобы этот человек застрелился. По сути дела слова Раскольникова:
"В Свидригайлове он убедился, как в самом ничтожнейшем и пустейшем злодее в мире".
Являются абсолютной правдой. Это действительно пустой и содрогающийся злодей (то что он мерзавец - это однозначно, не нужно испытывать по отношению к нему иллюзий, я знаю, что некоторые люди чуть ли не с восторгом говорят об этом персонаже, однако нужно понимать, что этот мерзавец абсолютно стеклянный: стоит ему соприкоснуться с реальным злом, как он сразу разбивается).
Теперь Лебезятников... очень второстепенный персонаж у которого практически нет роли, да и находясь в этой роли он не особо дурно зарекомендовал себя (я говорю про эпизод с Соней). Можно было бы сказать, что он похож на Раскольникова из-за своего слепого следования выдуманной теории, однако Лебезятников не следует теории, а пресмыкается, подражает и лебезит перед ней. Он не создатель теории, в отличие от Раскольникова, он ее глупенький, пошленький и добренький последователь.
Лужин... Здесь вообще все просто... Это человек грязи... И Лебезятников, и Свидригайлов, и Раскольников делали не только зло, у них были ситуации, где они показывали, на что могут быть способны, если уберут гниль из своей души, и только Лужин не делал этого. Он просто жадный, скупой, подлый и пошлый тип, который, по сути дела, не способен ни на что. Это именно Лужа - хлюпкое, грязевое месиво.
Ну а теперь к Раскольникову... Во-первых нужно отметить то, что он, в отличие от предыдущей троицы, смог измениться. Все считают и убежденно считают Раскольникова нераскаявшимся преступником, приводя в аргумент знаменитые слова из первой части "Эпилога", однако это не так. Раскольников смог переступить через себя и смог отказаться от своей теории. Почему я так считаю?
Вспомните пожалуйста финальную сцену романа, ту самую сцену, где Родион Романыч падает перед Соней на колени и просит у нее прощения. Соня - это некое подобие Бога на Земле. Если хотите, его временный земной Представитель. Родион Раскольников, сотворив убийство, убивает не только старуху, но и Бога в своей душе, после чего у него есть только один вариант спастись - каким-то немыслимым образом заново обрести этого Бога.
Соня же - это яркий пример "положившего душу за ближнего своего". Она не просто теряет жизнь ради близких, она теряет ради них именно свою душу, фактически повторяя подвиг Иисуса Христа.
Сцены, где Раскольников признается в своем убийстве Соне, напоминают собой исповедь, однако Раскольников не желает каяться в своем грехе, а Соня, в свою очередь, упорно уговаривает его именно на покаяние, покаяние душевное, а не внешнее.
Затем у Сони происходит понимание того, что покаяние пожет прийти только после земного наказания, и она говорит о том, чтобы Раскольников признался в свершенном убийстве Порфирию Петровичу.
И вот тут обязательно нужно отметить ключевой момент, раскаяние приходит постепенно и его кульминационная стадия находится на последней странице романа. Вспомните, в первой части "Эпилога" Раскольников чуть ли не с ненавистью относится к Соне, он снова отказывается от света в своей душе, он снова не желает отринуть от себя Зло, однако в самом конце мы видим, как Родион Романович Раскольников встает перед Соней на колени и просит о своем прощении.
Федор Михайлович Достоевский в открытую говорит о том, что это еще не финал, это перелом, однако выметать мусор из души Раскольникова придется еще очень и очень долго, однако главное уже сделано, основной хребет Зла сломан.
Многие мне скажут:
Но может быть в своей темной жизни Раскольников был похож на Лужина, Лебезятникова и Свидригайлова?
И я вынужден буду ответить короткое "Нет". У каждого из этих героев есть свои очень яркие черты и по сути дела, все из-за чего их многие объединяют - общая отрицательность образа. Они разные. Один труслив, другой льстец, третий пресмыкающийся червь, мечтающий о том, чтобы перед ним ползали пресмыкающиеся черви, а четвертый - раскаявшийся убийца.
Фактически "Преступление и Наказание" - это роман, повествующий о воскресении Раскольникова, о том, как человек смог подняться с самого дна:
Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.