«Колыма» – на слуху жителя России это слово звучит как заброшенный, оторванный от всего мира край. Но так ли это на самом деле? Сегодня речь пойдет о федеральной дороге Колыма, которую также еще называют и «дорогой на костях». Отправляемся в Магаданскую область (И тут в голове музыка: «Еду в Магадан…»)
Адрес: Россия, Якутия и Магаданская область
Протяженность дороги: 2032 км.
Общая информация
М56, или как теперь называется эта дорога – Р504 «Колыма», - действующая дорога федерального значения Магадан - Якутск. Протяженность ее составляет 2032 км.
В начале XX века Советский Союз начинает активно развивать горнодобывающую промышленность. С началом развития промышленности становится необходимым и развитие сети дорог. Так, начиная с 20-х годов в Якутии начала создаваться сеть местных дорог. В 1928 году в Магаданской области было найдено золото, строительство дорог становится еще более актуальным. В 1931 году был создан государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы, по которому стояла задача по строительству автодороги от Магадана до Усть-Неры с ответвлением на Якутск. При этом предполагалось использование труда заключенных Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря. Так и было сделано и уже в 1932 году рабочими были построены первые 30 км дороги и введены в эксплуатацию. Остальные 1042 километра до Усть-Неры строились еще 21 год (до 1953 года). Число рабочих, направляемых на строительство дороги с каждым годом росло, например, в 1933 году на работах было занято 11 тысяч человек, к следующему году эта цифра увеличилась уже до 19 тысяч. Постепенно дошло до того, что на строительстве дороги ежедневно были задействованы около 170 тысяч заключенных. Благодаря этому к 1937 году, всего за 6 лет строительства, было готово 536 километров трассы. С 1941 года началось строительство ответвления в сторону Якутска.
По сути завершение строительства дороги произошло только в 2008 году, когда был построен паром через Алдан, достроены мосты через мелкие реки и дорога стала официально открыта для круглогодичного движения на всем своем протяжении.
Автодорога Колыма известна также еще и как «Дорога на костях» и такое название ей дали не спроста. По некоторым оценкам при ее строительстве погибло от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Строительство производилось не один год в тяжелейших условиях: вечный холод, болотистая местность, а также горные хребты и каменные плато. Работы выполнялись преимущественно с использованием ручного труда и при этом не прекращались даже в лютые морозы. Люди заболевали, замерзали или просто физически истощались. Считается, что многие из погибших похоронены там же – рядом с дорогой или непосредственно под ней. Вот уж по праву – дорога на костях!
В настоящее время «дорога на костях» для местных жителей многих отдаленных районов Якутии и Колымы - это «дорога жизни», т.к. именно по ней из региональных центров доставляют топливо и товары в населенные пункты Крайнего Севера. В последнее время эта дорога также привлекает и туристов – то ли суровые климатические условия манят, то ли драматическая история ее строительства или все-таки красота Крайнего Севера: бескрайние просторы тайги, уникальность северного ландшафта, горы и сопки, реки и озера.
Интересные факты
- Эта федеральная трасса является одной из немногих трасс в Российской Федерации, где асфальтовое покрытие присутствует лишь на отдельных отрезках.
- Р504 «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России в настоящий момент.
- С 25 октября 2008 года дорога официально открыта для круглогодичного движения на всём своем протяжении (так как были достроены некоторые участки дороги и ряд мостов)
#Крайний север #колыма #дорога на костях #магаданская область #р504
P.S.
Будем ждать от тебя обратной связи и, если есть что добавить о Колыме, делись в комментариях. Предлагай также интересные места, о которых стоит написать.
Подписывайся на дзен и ТГ канал для того, чтобы своевременно получать уведомления о публикациях и дополнительную информацию.