В эпоху становления больших ближневосточных империй 2,5 тысяч лет назад еврейское государство потеряло независимость. Оно входило в политическую орбиту тех или иных великих держав, сумело на столетие освободиться, однако в конечном счете, перешло под контроль Древнего Рима. В результате серии народных восстаний евреям было запрещено жить у себя на родине. Они разошлись по всему миру, и в конце концов разделились на много локальных общин.
Несмотря на то, что народ Израиля почти две тысяч лет был вынужден жить в других местах, о своей истории никто не забывал. Во время каждой еврейской свадьбы жених разбивает ногой стакан – это напоминание о разрушенном Иерусалиме. 9 ава – день по еврейскому календарю, когда все верующие иудеи вспоминают о своей захваченной столице. В конце концов, центральным моментом иудаизма является вера, что некогда город и храм будут восстановлены.
Так или иначе, евреи хотели вернуться на родину всегда. Но не всегда для этого имелась возможность. В средние века и в новое время какие-то малые общины сумели приехать и поселиться в Палестине. Совсем небольшие группы там оставались с античного времени. Но основная часть народа жила по всему миру и была разделена на крупные диаспоры.
В 19-м веке условия жизни у европейских евреев сильно изменились. В целом ряде стран произошел стремительный рост уровня антисемитизма. В результате чего со временем стала зарождаться идея, что евреи сего мира достойны своего национального очага. Некоторые были не против любого места, которое могли бы им предоставить западные колониальные державы. Но основная все-таки хотела вернуться домой. Таких людей стали именовать сионистами – в честь иерусалимской горы Сион, духовного центра еврейского народа.
В чисто логистическом смысле перебросить целый народ через море на тот момент уже было возможно. Тем не менее, главным препятствием была политика. Эрец-Исраэль тогда называлась Палестиной и принадлежала слабеющей Османской империи. Во-первых, она поддерживала интересы арабов. Во-вторых, на тот момент отсутствовала сама идея свободы передвижения. Любая страна могла разрешить иностранцам к себе приехать, а могла такого разрешения и не дать.
Помимо этого, следовало решить множество более мелких, но важных для существования вопросов: на каком языке будут говорить представители диаспор из десятка стран, когда они вернутся домой; как прокормить пятнадцатимиллионный народ, если за тысячи лет без хозяина процветающая страна превратилась в пустыню; откуда взять достаточное количество воды, чтобы обеспечить людей питьем, а промышленность – ресурсами; и, наконец, кто оплатит этот весь праздник жизни?
Так или иначе, в конце 19-го и начале 20-го века было проведено несколько сионистских конгрессов, негласным лидером которых стал австрийский еврей Теодор Герцль. С ним связано теоретическое обоснование сионизма и начало организации движения в строгий политический механизм.
Тем не менее, идея – идеей, а в отсталую азиатскую страну мало кто хотел добровольно ехать. Каждый понимал, что будут проблемы с арабами, будет сложно наладить хозяйственную жизнь, а еще сложнее – получить от турок разрешение поселиться в их владениях. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: по внутренним причинам в 1880-е годы Российская империя санкционировала еврейские погромы. И первая, еще небольшая волна сионистов, тогда решила вернуться домой. Правда, в основном, эти беглецы стремились на запад, главным образом, в Германию. Это им еще аукнется через несколько десятилетий.
Следующий поток переселенцев стартовал перед Первой русской революцией и продолжался до самой мировой войны. Это снова были люди, которые спасались от очередной серии погромов. И лишь в 1920-х годах, когда Палестина перешла под контроль англичан, сюда впервые приехали идейные люди, а не те, у кого просто не было другого выхода.
Они старались наладить экономику и быт, восстановили древний иврит в качестве разговорного языка, завели какую-то промышленность и торговлю. Были организованы силы коллективной самообороны, поскольку местные арабы оказались не шибко рады гостям.
Еще до Второй мировой тут были созданы практически все условия для восстановления национального еврейского государства. И за это велась активная борьба на дипломатическом фронте. В конце концов, великие державы, которые победили нацизм и создали ООН, постановили: такому государству быть. Но все равно, ради его независимости тут состоялась целая освободительная война…
Так что, сионизм – это идея о возвращении всех евреев на родину. Еврей может быть сионистом, если он приехал домой. А может и не быть, если ему и в другой стране вполне хорошо. Человек из другого народа также вполне может быть сионистом, если считает, что евреям место в Израиле, независимо от его мотивов.
#сионизм #израиль #евреи #ближний восток #эмиграция