Знаменитая строчка Есенина " я пойду к обедне плакать на цветы" — это мостик, соединяющий нас со сказочной древностью.
Обычай взаимодействовать с растительностью подобным образом, конечно, языческий. Самое интересное, что "выполоть" его не получилось — он спокойно слился с христианством и дожил до наших дней.
Предки наши поклонялись деревьям, и сведений про это у нас немного. А про цветы и вовсе нет. Все, что можно тут предложить — посмотреть на цветочные ритуалы в других культурах.
Как-то давно по местному телевидению показали репортаж: вблизи Красноярска обнаружилась полянка с несколькими эдельвейсами. Конечно, это стало небольшой сенсацией, потому что цветок для наших краев экзотический. Как он сюда "забрел", осталось невыясненным.
В основном у нас другие цветы. Весной много подснежников и крокусов, потом эстафету принимают ирисы, за ними жарки, лилии...
Я вот больше всего ирисы люблю. В городских парках и на окраинах можно найти маленькие желтенькие. А в хакасских степях очень много крупных сине-лиловых. Когда они цветут, зрелище просто бесподобное.
На мой вкус, это самый элегантный цветок.
Под его обаяние подпала не одна цивилизация. Не все, знаете ли, розам и лилиям пальму первенства держать. Флер-де-лис французских королей — это как раз ирис.
Но мы сегодня нырнем еще глубже. В минойскую цивилизацию.
Фрески из дворцов рассказывают о разных интересных сюжетах. Не прыжками через быка едиными была знаменита эта культура, но еще и поклонением растениям.
На многих фресках девушки заняты сбором цветов, причем это действие носит явно ритуальный характер. Их украшения и даже татуировки выполнены в виде разных представителей местной флоры. Возможно, даже прически стилизованы под цветы.
Вот эта прекрасная незнакомка украсила свою прическу шпилькой с навершием в виде ириса:
Но больше всего крокусов: их собирают — просто в руку, в корзинку; корзинку опрокидывают, принося в жертву божеству.
Вот что пишет исследователь:
Цветы здесь — боги, и такие персонажи будущих эллинских мифов, как Наркисс и Гиакинф, — это минойские боги-цветы с догреческими именами. Крокус, или шафран, несомненно, тоже был богом, и он-то чаще других встречается в ритуалах.
Крокусы в Греции цветут круглый год, особенно интенсивно весной и осенью, и вот, как раз осенние крокусы, по античным источникам, срывали, когда заходили Плеяды, что имело место в октябре. Значит, цветы — это земное воплощение звезд. Гаснут светила — и отживают цветы на земле, но, чтобы светило вернулось и цветы вновь родились, крокусы нужно ритуально сорвать и собрать, сложить в корзинки и поднести божеству.
Цитаты из книги Акимовой Л.И. Искусство Эгейского мира : Троя, Киклады, Крит, Фера, Микены
У нас ведь на Руси то же самое делали, правда, на Троицу: заламывали ветви берез, рвали траву и цветы, оплакивая последние. Символизм этих действий тот же самый — переломный момент года, угасание солнечной активности.
А еще можно оросить цветы слезами с целью вызова дождя. Здесь прослеживается та же самая параллель: цветы напрямую связаны с небом.
Кстати, есть версия, что синий — доминирующий цвет минойских фресок — как раз траурный. Как и, впрочем, проникнутое грустью стихотворение Есенина.
У Пушкина тоже есть, но у него ироничная тональность:
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три ...
Надеюсь, вы поняли, к чему я вспомнила про заплутавшие эдельвейсы. Если уж цветок не затруднился совершить такой дальний вояж, то что уж говорить об обычаях и традициях? Они еще более свободно перемещаются во времени и пространстве.
Да, а цветы лучше все-таки не рвать.