Мы как-то привычно считаем, что после курултая 1206 года великий вождь объединенного монгольского народа Чингисхан нацелился напасть на Русь. Точнее говоря, поскольку русские княжества стали последней точкой завоевательной политики великого монгола а западе мы считаем, что в этом и состояла его конечная задача. Но так ли это было на самом деле? Попробуем найти ответ в письме венгерского монаха брата Юлиана, которое он написал после посещения Средней Волги и некоторых районов Казахстана, а также в других венгерских источниках.
Он называл его Гургутой
Брат Юлиан не встречался лично с Чингисханом, да это было и невозможно, потому что Чингисхан умер в 1227 году, а Юлиан путешествовал на восток в 1235-1237-м и дальше половецкой степи не ездил. Великого хана монголов он знал понаслышке и в своем письме называл почему-то Гургутой. Впрочем, важно другое. В письме брат Юлиан подробно описывает завоевание Чингисханом персов, куманов и волжских булгар, и не только:
"Гургута со своей военной силой выступил против персов из-за каких-то распрей, бывших прежде у него с ними. Он одолел самих куманов и подчинил себе их страну... Татары завладели Фулгарией (Волжской Булгарией), напали на Beдин (севернее Меровии до р. Сухоны), Меровию (к северу от Волги между р. Ветлугой и Унжей), Пойдовию, царство мордванов".
Бог на небе...
Куманы-половцы, волжские булгары, их ближние и дальние соседи, включая мордву, - это был, безусловно, этап в поступательном движении монголов на запад. Нужно напомнить, что став Чингисханом, Темучин получил титул, вырезанный на государственной яшмовой печати:
"Бог - на Небе, Хан - Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества".
Сначала пределы "Человечества" рассматривались в масштабах Великой степи, частью которой на крайнем западе были куманы. В соответствии с доктриной вновь возникшей Монгольской империи правила Ясы должны были быть установлены среди всех степняков. Задача была, в принципе, выполнена в 1223 году в битве на Калке. Однако Степь оказалась окруженной оседлыми народами, с которыми тоже нужно было что-то делать. Горизонты "Человечества" в представлении монголов стали расширяться. В них стали входить персы, народы Кавказа и Закавказья. поволжские булгары и Русь. Все так или иначе оказывали монголам сопротивление или выступали союзниками их врагов.
Ибо есть намерение...
Поэтому, как следует из "Сокровенного сказания", уже в 1235 году хан Угедей устроил большой курултай, на котором обсуждался вопрос "об истреблении и покорении всех оставшихся непокоренными". Булгар в списке непокоренных значился на первом месте. Лишь к 1240 году монгольское войско под предводительством Субедея окончательно разорило Булгарию. Как сказано об этом в "Сокровенном сказании":
"От множества их [монголов] войск земля содрогнулась и даже дикие звери изумились численному превосходству и шуму их войск".
В это же время монгольские орды нещадно разорили Русь, включая ее восточную и центральную часть, и двинулись в сторону Европы. Здесь, собственно говоря, вопрос обострился до предела. Монголы поняли, что "Человечество" велико и его завоевать непросто. Но ведь и законы Ясы требовали своего. Не зря же Чингисхан разрабатывал эти универсальные нормы для самого широкого экспорта. Поэтому наследник Чингисхана на западном направлении, хан Батый, решил довести дело своего бедушки до логического конца.
Послы к королю Беле IV
Есть сведения у венгерского хрониста Рогериуса в его "Печальной песне о разрушении Венгрии татарами", в которой говорится, что в 1235-1236 годах Батый, как наследник идей Чингисхана, посылал венграм послание, в котором заявлял:
"Я Хан, посол царя небесного, которому он дал власть над землей возвышать покоряющихся мне и подавлять противящихся...".
В послании аббата из монастыря Святой Марии в Венгрии содержатся подтверждающие сведения о Батые: " Их [монголов] предводитель утверждает, что он - посланец всевышнего бога для того, чтобы усмирить и покорить народы". К королю Венгрии Беле IV Батый направил послов с требованием отдать им территорию Венгрии. И сказано было послами: "ибо есть намерение идти на завоевание Рима и дальнейшего".
Постскриптум
Итак, возможно, что в 1206 году Чингисхан не понимал еще, насколько велика емкость Земли, которую он вознамерился осчастливить своим новым мировым порядком. К 1230-м годам Чингизиды уже гораздо лучше ориентировались в политической географии, а также гораздо ближе находились к Европе. Поэтому высказанное Батыем желание завоевать Рим и "дальнейшее" было искренним желанием хана Орды и соответствовало стратегии Чингисхана. Кстати, такую же позицию по поводу Китая высказывал хан Хубилай, только он свое обещание выполнил, а Батый забыл и увлекся строительством мирного государства.
Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору