Кадры 1993 года, где контуженный лейтенант Андрей Мерзликин докладывает: «…Личный состав 12-й заставы, оставшийся в живых, находится перед вами» облетели весь мир…
Очень сильные кадры: кто-то плачет, кто-то звонит по рации и требует врача… Финал драмы 12-ой погранзаставы, 47 пограничников и солдат которой дали неравный бой сотням моджахедов, таджикских и афганских боевиков из отряда Кази Кабира, стал известен всем, а вот кульминация… Кульминация осталась за кадром…
Предыстория: «тяжелая» граница
После вывода советских войск из Афганистана несколько участков афганско-таджикской границы остались фактически без прикрытия. Россия была заинтересована в стабильности региона, поэтому оказывала всестороннюю, в том числе и военную поддержку Таджикистану.
Перед пограничниками 117-го Московского пограничного отряда и солдатами 201-ой дивизии стояла задача не допустить дестабилизации региона и прорыва границы сепаратистами. Локальные столкновения были на разных участках границы: 9-ая,15-ая,16-ая, 11-ая погранзаставы постоянно отбивали атаки моджахедов.
За сутки до…
За сутки до атаки начальство приказало Михаилу Майбороде, начальнику 12-ой погранзаставы, снять все «секреты» и отгрузить запас боеприпасов с заставы. Моджахеды же готовились к наступлению тщательно: оборудовали позиции на высотах, изучили систему охраны погранзаставы, расположение складов, боевых расчетов и точек…
Естественно, ребята-пограничники все видели, докладывали начальству, но оно никак не реагировало… Афганцы лицемерили, говорили, что нападения не будет, что погранзастава надежно охраняется. А вот А. Мерзликин до сих пор уверен, что на них напали солдаты из 55-й афганской пехотной дивизии. Моджахеды были для них лишь прикрытием.
Прорыв на линии 12-ой погранзаставы действительно не был случайностью: за «спиной» у пограничников находился город Куляба, где в это время шли бои правительственных войск с вооруженными группировками так называемого Народного фронта. Афганцы, поддерживающие этнических таджиков, хотели оказать им военную поддержку и еще больше дестабилизировать ситуацию в стране.
Бой на рассвете: начало
12-ая застава Московского погранотряда, Саригор, как ее называли, или «Яма в горах», ставшая заслоном и «костью в горле» для боевиков Народного фронта Таджикистана, была атакована моджахедами 13 июля 1993 года в 4 часа утра… Самый спокойный час, самый сонный час, самый страшный час для солдат, вставших плечом к плечу в неравном бою.
Вспоминать о бое оставшиеся в живых бойцы и лейтенант А. Мерзликин, в частности, не любят, рассказывая примерно следующее: «Из бронетехники у нас была одна БМП…ее сожгли…Из тяжелого вооружения — один СПГ и АГС-17...их заклинило…Миша Майборода начал стрелять из СПГ по моджахедам... его тяжело ранило, с ним остались ребята... Мерзликин…ушел руководить…летели гранаты, местами доходило до рукопашной — ребята хватались за камни».
Бой на рассвете: кульминация
Плато, на котором удалось закрепиться русским пограничникам, простреливалось со всех сторон. Застава была полностью разрушена. От складов бойцы были отрезаны афганцами, к командиру и охранявшим его двум ребятам на пункте СПГ также подходов не было.
А. Мерзликин рассказывал: «…мы пытались вытащить командира, но духи не давали… Через некоторое время Куликов крикнул какому-то басмачу: «Чего смотришь? Давай стреляй!» Понял: все, им конец».
Оставшимся в живых тоже был бы конец, если бы не… "Додик". Рядовому Додокланову удалось добраться до коробки с патронами, которую он сумел под непрерывным перекрестным огнем дотащить до траншеи, ставшей последним укреплением на пути афганцев. Патроны, 200 штук, поделили поровну и приготовились… погибать.
Бой на рассвете: отход
А. Мерзликин, принявший на себя обязанности командира, рассказывал, что до последнего не давал приказа на отступления. Во-первых, после гибели Майбороды, он считал, что несет ответственность за заставу, и не знал, остались там живые или нет. Во-вторых, он не знал, каким путем отходить и есть ли надежда на помощь…
Когда ситуация стала совсем патовой (кончались патроны, люди погибли почти все), Мерзликин принял решение уходить. К тому моменту стало понятно, что помощи не будет: да, прилетали «вертушки», да, дали залп по позициям моджахедов и афганцев, но сесть не решились, так как боялись ПЗРК… к тому моменту в живых оставалось 17 человек, из них двое – тяжелораненые...
Отходить решили в сторону кишлака Сари-Гол, по ущелью. Двигались по всем правилам: впереди двое дозорных, в середине – раненые. Прикрывал отход – С. Евланов. Переход сквозь ущелье не был простым: два раза группа натыкалась на засады моджахедов, С. Евланов был ранен в грудь. Под конец отряд прорывался с боем, под прицельным огнем вражеских снайперов.
Свои…
На усиленный отряд 13-ой погранзаставы оставшиеся в живых бойцы наткнулись случайно, пробираясь сквозь ореховый сад. Пограничники двигались на выручку, но подойти вовремя не смогли, так как единственную прямую дорогу моджахеды заминировали и держали под огнем снайперов, не давая возможности саперам сделать свою работу по разминированию трассы. А. Мерзликин вспоминал: «…радости я не испытал, помню только ощущение несправедливости и абсолютной душевной пустоты. Очень обидно осознавать, что мы остались живы, а друзья нет»…
Пробраться к 12-ой погранзаставе удалось только к вечеру. По официальным данным, в бою погибло 25 российских военных. Шестеро из 12-ой удостоились звания Героя России, четверо – посмертно, в том числе и прикрывший отход товарищей тяжелораненый С. Сущенко.
Все бойцы, защищавшие плато, а исходя из выводов аналитиков и все русскоязычное население Таджикистана (если бы прорыв афганцев на Кулябском направлении удался, то страна окончательно бы погрузилась в хаос гражданской войны и первыми бы «вырезали» именно русских), также получили высшие государственные награды…
Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!
#история россии #армия россии