Найти тему
Андрей Мятиев

Уникальный чертеж 1940-х годов из коллекции Веломузея, на котором изображен футуристический складной велосипед.

Представляю вашему вниманию уникальный документ из коллекции Веломузея – чертеж на кальке, изображающий складной компактный велосипед, по своей конструкции удивительно напоминающий культовый современный велосипед Strida! Самое интересное, что этот чертеж создан как минимум 70 лет назад в СССР, задолго до того, как велосипед «Стрида» был изобретен и запатентован!

Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На чертеже внизу справа написано на армянском языке: «Складной велосипед. Изобретение Гарника Ованесяна (Оганесяна)». История этого чертежа такова: в коллекцию Веломузея он попал вместе с материалами архива Отдела Главного Конструктора Харьковского Велосипедного Завода (ОГК ХВЗ), которые мне удалось спасти от утилизации 10 лет назад. Судя по текстуре кальки и оформлению чертежа, он выполнен в 1940-х годах. К сожалению, на чертеже нет даты и отсутствуют какие-либо надписи, кроме приведенной. Наиболее вероятная версия – чертеж был прислан энтузиастом на Харьковский Велозавод для оценки возможности серийного производства велосипеда. Подобная переписка, но от других изобретателей, была найдена в бумагах, спасенных из руин велозавода. Такая практика была довольно распространена в СССР – изобретатели связывались с конструкторскими отделами предприятий, предлагая свои изобретения для производства. Лишь единицы из тысяч таких самодеятельных конструкций в результате внедрялись в промышленности. Велосипед конструкции Гарника Ованесяна, конечно же, не мог быть принят для серийного производства в СССР в 1940-50-х – слишком уж футуристична его конструкция и слишком не соответствовал он принципам плановой советской экономики! Но с позиции современности можно с уверенностью констатировать, что изобретатель не только заглянул в далекое будущее, но и создал конструкцию, по своей концепции практически являющуюся предтечей одного из самых известных велосипедов современности – велосипеда Strida , изобретенного и запатентованного в 1984 году английскими инженером и конструктором Марком Сандерсом.

Обзор велосипеда Strida из коллекции Веломузея:

Марк Сандерс - создатель велосипеда Strida.
Марк Сандерс - создатель велосипеда Strida.

Сама концепция Гарника Ованесяна – складной компактный велосипед с А-образной рамой и колесами уменьшенного диаметра – полностью соответствует концепции «Стриды». Конечно же, отличия в реализации идеи имеются, и немалые, но сходство налицо! Интересно, что Гарник Ованесян детально продумал конструкцию своего велосипеда – на чертеже представлены разрезы всех основных узлов (я публикую не все имеющиеся виды). Цепная передача выполнена с помощью промежуточного вала с двумя звездочками - этим достигалась компактность велосипеда в сложенном виде и высокий клиренс - в рабочем. Передняя передача "спрятана" внутри нижнего элемента рамы, что обеспечивает как чистоту одежды для седока, так и защиту от грязи цепи и звездочек. Интересно также рулевое управление - его "обратный руль" схож с велосипедом Velocino 1934 года итальянского изобретателя Эрнесто Петтаццони. Аналогичную конструкцию в 1960-х повторили голландцы на велосипеде Union Strano, пара экземпляров которого, кстати, имеется в коллекции Веломузея.

Смотрите обзор велосипеда Union Strano из коллекции Веломузея:

Велосипеды Union Strano 1964 года с "обратными рулями", подобными конструкции Гарника Иванесяна - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипеды Union Strano 1964 года с "обратными рулями", подобными конструкции Гарника Иванесяна - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

О Гарнике Ованесяне на данный момент неизвестно практически ничего – фамилия и имя в Армении достаточно распространены, а аннотация к чертежу, которая несомненно существовала – безвозвратно утрачена. Чертеж выполнен грамотно, так что изобретатель, скорее всего был инженером, но не имел отношения к велосипедной или мотоциклетной промышленности, на что указывает его слабое знакомство с устоявшимися в велопроме конструктивными решениями. Особенно это видно по чертежам основной и промежуточной кареток. К великому сожалению, отсутствующее описание не дает детального представления о том, как изобретатель представлял свой велосипед, так сказать, «в металле». Какие технологии предполагалось использовать, из каких материалов должны быть изготовлены детали? Вероятно, мы никогда этого уже не узнаем… Но чертеж существует и хранится в коллекции Веломузея! Я планирую в недалеком будущем организовать обширную выставку, посвященную велосипедному дизайну и конструированию, где этот уникальный исторический документ займет почетное место! ;-)

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чертеж складного велосипеда Гарника Оганесяна из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.