Представляю вашему вниманию уникальный документ из коллекции Веломузея – чертеж на кальке, изображающий складной компактный велосипед, по своей конструкции удивительно напоминающий культовый современный велосипед Strida! Самое интересное, что этот чертеж создан как минимум 70 лет назад в СССР, задолго до того, как велосипед «Стрида» был изобретен и запатентован!
На чертеже внизу справа написано на армянском языке: «Складной велосипед. Изобретение Гарника Ованесяна (Оганесяна)». История этого чертежа такова: в коллекцию Веломузея он попал вместе с материалами архива Отдела Главного Конструктора Харьковского Велосипедного Завода (ОГК ХВЗ), которые мне удалось спасти от утилизации 10 лет назад. Судя по текстуре кальки и оформлению чертежа, он выполнен в 1940-х годах. К сожалению, на чертеже нет даты и отсутствуют какие-либо надписи, кроме приведенной. Наиболее вероятная версия – чертеж был прислан энтузиастом на Харьковский Велозавод для оценки возможности серийного производства велосипеда. Подобная переписка, но от других изобретателей, была найдена в бумагах, спасенных из руин велозавода. Такая практика была довольно распространена в СССР – изобретатели связывались с конструкторскими отделами предприятий, предлагая свои изобретения для производства. Лишь единицы из тысяч таких самодеятельных конструкций в результате внедрялись в промышленности. Велосипед конструкции Гарника Ованесяна, конечно же, не мог быть принят для серийного производства в СССР в 1940-50-х – слишком уж футуристична его конструкция и слишком не соответствовал он принципам плановой советской экономики! Но с позиции современности можно с уверенностью констатировать, что изобретатель не только заглянул в далекое будущее, но и создал конструкцию, по своей концепции практически являющуюся предтечей одного из самых известных велосипедов современности – велосипеда Strida , изобретенного и запатентованного в 1984 году английскими инженером и конструктором Марком Сандерсом.
Обзор велосипеда Strida из коллекции Веломузея:
Сама концепция Гарника Ованесяна – складной компактный велосипед с А-образной рамой и колесами уменьшенного диаметра – полностью соответствует концепции «Стриды». Конечно же, отличия в реализации идеи имеются, и немалые, но сходство налицо! Интересно, что Гарник Ованесян детально продумал конструкцию своего велосипеда – на чертеже представлены разрезы всех основных узлов (я публикую не все имеющиеся виды). Цепная передача выполнена с помощью промежуточного вала с двумя звездочками - этим достигалась компактность велосипеда в сложенном виде и высокий клиренс - в рабочем. Передняя передача "спрятана" внутри нижнего элемента рамы, что обеспечивает как чистоту одежды для седока, так и защиту от грязи цепи и звездочек. Интересно также рулевое управление - его "обратный руль" схож с велосипедом Velocino 1934 года итальянского изобретателя Эрнесто Петтаццони. Аналогичную конструкцию в 1960-х повторили голландцы на велосипеде Union Strano, пара экземпляров которого, кстати, имеется в коллекции Веломузея.
Смотрите обзор велосипеда Union Strano из коллекции Веломузея:
О Гарнике Ованесяне на данный момент неизвестно практически ничего – фамилия и имя в Армении достаточно распространены, а аннотация к чертежу, которая несомненно существовала – безвозвратно утрачена. Чертеж выполнен грамотно, так что изобретатель, скорее всего был инженером, но не имел отношения к велосипедной или мотоциклетной промышленности, на что указывает его слабое знакомство с устоявшимися в велопроме конструктивными решениями. Особенно это видно по чертежам основной и промежуточной кареток. К великому сожалению, отсутствующее описание не дает детального представления о том, как изобретатель представлял свой велосипед, так сказать, «в металле». Какие технологии предполагалось использовать, из каких материалов должны быть изготовлены детали? Вероятно, мы никогда этого уже не узнаем… Но чертеж существует и хранится в коллекции Веломузея! Я планирую в недалеком будущем организовать обширную выставку, посвященную велосипедному дизайну и конструированию, где этот уникальный исторический документ займет почетное место! ;-)