Найти тему
михаил ригин

Сравнительная космология

6

Движение Солнца

В Коране есть два очень важных стиха, описывающих орбиты солнца и луны:

Он – Тот, кто создал Ночь и День,

И Солнце и Луну,

И каждому из них

Назначено проплыть свой путь по своду. (21.33)

И солнцу не дано настичь луну,

И ночь не сможет день опередить –

Всему назначено проплыть свой путь по своду. (36.40)

Здесь ясно выражена главная мысль: существование солнечной и лунной орбит, плюс сделана ссылка, объясняющая, что эти тела движутся в пространстве благодаря собственной движущей силе. Арабское слово, относящееся к движению по собственному побуждению, это глагол сабаха (йасбахана в обоих стихах). Все значения глагола означают движение, которое связано побуждением, исходящим из обсуждаемого тела. Похоже, что вербальный нюанс в Коране относится к движению солнца и луны.

Согласно современной астрономии, луна совершает свое вращательное движение вокруг своей оси и в то же время обращается вокруг земли за 29,5 дней. Солнцу требуется оеоло 25 дней, чтобы обернуться вокруг своей оси. Есть определенное различие в его вращении на экваторе и полюсах, но в целом солнце вращается.

В приведенных выше стихах показано, что Солнце движется по орбите, но не дано каких либо указаний на то, имеет ли эта орбита какое-нибудь отношение к земле. Во времена коранического откровения бытовала идея, что солнце движется, в то время как земля стоит на месте. Это была геоцентрическая система, которая превалировала со времен Птолемея, второй века до РХ, и вплоть до Коперника в шестнадцатом веке от РХ.

Есть один важный Хадис, который содержит аллегорию, которая касается указания на то, что движение солнца связано с землей:

«На закате, солнце … простирается перед троном и получает разрешение взойти снова, и разрешение ему дается, а затем (когда приходит время), оно будет готово простереться вновь … будет просить разрешения идти своим путем … ему будет приказано вернуться туда, откуда пришло и так оно взойдет на Западе…» (Сахих аль Букхари) [8]

Итак, исламская космология придерживается взглядов, что солнце движется вокруг земли.

Согласно мнения современных астрономов, солнце стоит на одном месте, окруженное солнечной системой, но в Бхагаватам (5.1.30) мы обнаруживаем, что солнце не неподвижно: Оно обращается по предписанной орбите. Этот факт подтверждается Брахма-самхитой (5.52):

«Солнце движется по установленной орбите согласно приказу Бога».

Итак, ведическая космология тоже придерживается геоцентрической модели солнечной системы. На самом деле, различие между геоцентрической и современной гелиоцентрической моделями состоит лишь в чьей-либо относительной точке зрения.

Трудно осознать, что солнце имеет собственную орбиту, потому что современные ученые учат нас, что солнечная система организована так, чтобы двигаться вокруг солнца. Так, чтобы прояснить стих из Корана о солнечной орбите, мы обратимся к современным научным теориям и ведическому знанию и проанализируем их все.

Давайте рассмотрим положение солнца в нашей галактике. Согласно современной астрономии, наша галактика содержит в себе большое количество звезд, которые образуют диск, который плотнее в центре, чем на краях. Солнце расположено далеко от центра диска. Галактика вращается вокруг своей оси, в результате чего солнце вращается вокруг того же центра по круговой орбите. В 1917 году Д-р Шепли оценил расстояние между солнцем и центром нашей галактики в 10 килопарсек, что означает около 200000000000000000 миль. Чтобы совершить один оборот вокруг оси, галактике и солнцу требуется около 250 миллионов лет. Солнце движется со скоростью примерно 150 миль в секунду.

«Пшеничное зерно состоит из двух половин, и, зная размеры нижней его части, можно без труда определить размеры верхней. Подобно этому, опытные астрономы говорят, что, если нам известны размеры нижней части вселенной, мы можем определить и размеры ее верхней части. Пространство между средними и райскими планетами называют антарикшей, космическим пространством. Там верхняя часть земного царства граничит с нижней частью райского.

В середине этого космического пространства (антарикши) сияет великое и могущественное Солнце – царь всех светил; оно дает тепло и свет всем небесным телам, начиная с Луны. Своими лучами оно согревает вселенную и поддерживает в ней жизнь. Кроме того, солнечный свет дарует всем живым существам способность видеть». (Бхагаватам 5.21.2-3)

«Солнце расположено (вертикально) в середине вселенной в области между Бхурлокой и Бхуварлокой, которая называется антарикшей, открытым космосом». (Бхагаватам 5.20.43)

Итак, согласно Бхагаватам, солнце расположено в середине вселенной в области между райскими и земными областями.

Более того, Бхагаватам (5.20.45) объясняет:

«Планета солнце делит все направления во вселенной. Только благодаря присутствию солнца мы можем понять, что есть небо, высшие планеты, этот мир и низшие планеты. Только благодаря солнцу, мы можем понять, какие миры предназначены для материального наслаждения, какие для освобождения, а какие из них адские и подземные».

Аналогично, в шестом веке до РХ пифагорейцы придерживались теории, согласно которой солнце было центром вселенной, и планетный порядок зависел от него.

Движение солнца описано в Бхагаватам следующим образом:

«Проходя к северу, к югу или через экватор, согласно приказу Всевышнего, солнцу приказано двигаться медленнее, быстрее или средне. В соответствии с его движением на восходе, закате или прохождении через экватор – и, соответственно, при соприкосновении с различными знаками зодиака, возглавляемыми Макарой (Козерогом) – дни и ночи становятся короче, длиннее или равны друг другу». (Бхагаватам 5.21.3)

«Когда солнце проходит через Мешу (Овен) и Тулу (Весы), длительность дня и ночи одинакова. Когда оно проходит через пять знаков, возглавляемых Вршабхой (Тельцом) длительность дней возрастает (до Рака), а затем она постепенно уменьшается по полчаса каждый день, пока день и ночь снова не станут равными (В Весах)». (Бхагаватам 5.21.4)

«Когда солнце проходит через пять знаков, начиная с Вршчики (Скорпиона), длительность дней уменьшается (до Козерога), а затем постепенно возрастает месяц за месяцем, пока день и ночь не станут равными (в Близнецах)». (Бхагаватам 5.21.5)

«Пока солнце путешествует на юг, дни становятся длиннее, а пока солнце путешествует на север, ночи становятся длиннее». (Бхагаватам 5.21.6)

«Люди, живущие в странах, диаметрально противоположных местам, где солнце видится восходящим, будут видеть солнце садящимся, а если провести прямую линию из точки, где солнце находится на полудне, тогда люди в странах с противоположной стороны будут ощущать полночь. Аналогично, если люди, живущие там, где солнце садится, переедут в диаметрально противоположные страны, они не увидят солнце в том же состоянии». (Бхагаватам 5.21.8-9)

«По своей орбите в Бху-мандале солнце проходит расстояние в 95100000 йоджан (760800000 миль) со скоростью 2000 йоджан и два крора (16.004 миль) за мгновение». (Бхагаватам 5.21.19)

Из приведенных выше стихов становится ясно, что солнце не неподвижно; оно также движется, как и остальные планеты. Движение солнца определяет длительность дня и ночи. Когда солнце движется к северу от экватора, оно движется медленнее днем и очень быстро ночью, увеличивая тем самым длительность дня и уменьшая длительность ночи. Аналогично, когда солнце движется к югу от экватора, происходит прямо противоположное – длительность дня уменьшается, а длительность ночи возрастает. Когда солнце входит в Карката-раси (Рак) и когда идет в Симха-раси (Льва)и далее через Дханун-раси (Стрельца), его курс называется Дакшинайана, южным путем, а когда солнце входит в Макара-раси (Козерог) и далее движется черех Кумбха-раси (Водолей) до Митхуна-раси (Близнецов), его курс называется Уттарайана , северным путем. Когда солнце находится в Меша-раси (Овне) и Тула-раси (Весах) длительность дня и ночи равны.

Согласно приведенным выше стихам(5.21.8-9), когда человек видит восход на одной стороне земли, человек на противоположной стороне земли видит закат. Более того, когда человек воспринимает полдень в одной точке земли, на противоположной стороне другой человек воспринимает полночь. Итак, Бхагаватам практически показывает, что земля круглаа или имеет форму шара.

Так, солнце проходит по вселенной расстояние в 95100000 йоджан (760800000 миль) совершая оборот со скоростью 16,004 мили в секунду. Таким образом, вся орбита солнца равна 95100000 йоджанам или 760800000 милям.

Далее Бхагаватам объясняет:

«Солнце … находится в открытом космосе между высшей и низшей частями вселенной. Проходя через двенадцать месяцев по колесу времени, солнце приходит в соприкосновение с двенадцатью различными знаками зодиака и принимает двенадцать различных имен в соответствии с этими знаками. Совокупность этих двенадцати месяцев называется Самватсарой, или целым годом. Согласно лунному исчислению, два двухнеделья (одно на растущую луну, а другое на убывающую) образуют один месяц. Тот же период является одним днем и одной ночью для планеты Питрилока. Согласно солнечному исчислению, месяц равен двум с четвертью созвездий. Когда солнце проходит через два месяца, проходит время года, и потому сезонные изменения считаются частями тела года». (Бхагаватам 5.22.5)

«Итак, время, которое требуется солнцу, чтобы пройти половину открытого космоса называется айаной, или периодом его обращения (на север или на юг)». (Бхагаватам 5.22.6)

«Солнце имеет три скорости – медленную, быструю и среднюю. Время, необходимое для прохождения вокруг сфер небес, земли и космоса с этими стремя скоростями известно знающим ученым под именами Самватсара, Париватсара, Идаватсара, Ануватсара и Ватсара». (Бхагаватам 5.22.7)

Согласно солнечному астрономическому исчислению, каждый год длится на шесть дней дольше календарного года, а согласно лунному исчислению, каждый год на шесть дней короче. Поэтому, из-за движения солнца и луны, существует разница в двенадцать дней между солнечным и лунным годом. Когда проходят Самватсара, Париватсара, Идаватсара, Ануватсара и Ватсара, через каждые пять лет добавляется два дополнительных месяца. Это создает шестую самватсару, но, поскольку эта самватсара дополнительная, солнечная система рассчитывается согласно пяти указанным выше названиям.

Расположенное в открытом космосе, в середине вселенной, между Бхулокой и Бхуварлокой, солнце проходит через временной цикл зодиака, представленного двенадцатью раси, или знаками, и принимает различные имена согласно знаку, в котором находится. Для луны каждый месяц делится на два двухнеделья. Аналогично, согласно солнечному исчислению, месяц равен времени, которое солнце проводит в одном созвездии; два месяца составляют время года, а двенадцать месяцев составляют год. Вся область неба поделена на две половины, каждая из которых представляет собой айану, которая означает курс, проложенный солнцем за шесть месяцев. В разное время солнце движется медленнее, средне и быстрее. Таким образом, оно путешествует по трем мирам, состоящим из земных планет, открытого космоса и райских планет. Великие ученые обозначают эти орбиты именами Самватсара, Париватсара, Идаватсара, Ануватсара и Ватсара.

7

Орбита Луны

Процитированные ранее стихи из Корана (21.33 и 36.40) упоминают об орбите луны. Давайте проанализируем этот феномен с точки зрения современной науки.

В наши дни широко распространено мнение, что луна это спутник земли и луне требуется двадцать девять дней, чтобы обернуться вокруг земли. Однако следует сделать поправку к ее абсолютно круглой орбите, поскольку современные астрономы отмечают некоторую нерегулярность в этом, ввиду чего расстояние между луной и землей можно определить лишь приближенно. Итак, согласно современной астрономии, расстояние между землей и луной равно 238000 миль.

Сурйа-сиддханта, или книга ведической астрономии, сообщает нам, что диаметр луны равен 2400 милям, а окружность ее орбиты равна 1620000 милям. Согласно современных западных данных диаметр луны 2160 миль, а окружность ее орбиты в 20 раз превышает расстояние от земли до луны, то есть 1495000 миль. Итак, Сурйа-сиддханта тесно согласуется с современной астрономией по вопросам размеров луны, окружности ее орбиты и расстояния от земли до луны.

Коран (10.5) подчеркивает преимущество наблюдения за луной для расчетов времени:

Он – Тот, кто сделал солнце

(животворным) блеском,

Установил луна, что свет по фазам льет,

Чтоб знали вы число годов,

И по нему отсчитывали время.

И это сотворил Аллах

Никак иначе, как по Истине (великой).

Так Он Свои знаменья изъясняет

Для тех, в ком разумение живет.

Эту систему часто критиковали за ее архаичность, непрактичность и ненаучность в сравнении с современной системой, основанной на гелиоцентрической модели и выраженной в Юлианском календаре.

На самом деле существует совершенная корреляция между юлианским и лунным календарем: 235 лунных месяцев в точности соответствует 19 юлианским годам, каждый из которых длится 365,25 дней. Длительность солнечного года в 365 дней несовершенна потому, что его следует корректировать каждые четыре года (с високосным годом). В лунном календаре тот же феномен появляется каждые 19 лет. Это метонский цикл, названный так в честь греческого астронома Метона, который открыл эту корреляцию между солнечным и лунным временем в пятом веке до нашей эры.

В Бхагаватам (5.22.8) объясняется, что луна «движется с большей скоростью, чем солнце. За два лунных двухнеделья луна проходит через эквивалент солнечного года, за два с четвертью дня она проходит через солнечный месяц, а за один день она проходит через солнечное двухнеделье».

«Когда луна растет, ее освещенная часть увеличивается ежедневно, порождая тем самым день для дэвов и ночь для питов. Однако когда луна убывает, она порождает ночь для дэвов и день для питов. Таким образом, луна проходит через каждое созвездие за тридцать мухурт (целый день). Луна является источником нектарной прохлады, которая влияет на рост зерновых». (Бхагаватам 5.22.9)

Продолжительность жизни на высших планетах гораздо больше, чем на нашей планете. Говорится, что один день на луне равен шести месяцам на земле.

Материалистичные люди поклоняются правителям высших планет, которые известны как дэвы. Они поклоняются дэвам ради материальных приобретений. Они склонны выполнять множество жертвоприношений, чтобы удовлетворить различных дэвов и праведных предков на райских планетах, которые известны, как питы. Такие люди, которые совершают жертвоприношения, попадают на луну, где они наслаждаются сомой, небесным вином.

Обитатели Земли не могут жить на луне, поскольку атмосферные условия делают это невозможным, например, там слишком холодно. Поэтому обычные люди, которые хотят отправиться туда и жить там в этих земных телах, напрасно стараются. Простое разглядывание луны с расстояния не может позволить нам понять реальное положение на луне. На самом деле ни одному обычному человеку не позволено ступать на эту планету. Даже те, кто отправляются туда после смерти, должны выполнить предписанные обязанности, чтобы удовлетворить дэвов и питов. Однако даже они отправляются обратно на землю после определенного срока жизни на луне.