«Черкасы» это обобщающий экзоэтноним, намекающий на всех жителей Северного Причерноморья. Выражение придумано тюрками. Сам термин «черкасы» появляется в отношении населения лишь в конце 15 века. А связан он с 2 корнями: «чери» и «касы».
1-й корень – «войско» («армия»). 2-й – «кочевые люди». То есть это ВОЕННЫЕ КОЧЕВЫЕ ЛЮДИ.
1. Под данное определение могли попасть только кочевники или полукочевники. Люди, не создающие «вечных» населенных пунктов. Строители, скорее, станов (поселений, кои можно всегда… оставить, мигрируя на новые пастбища-стойбища). Само понятие КОЧевник – лишь одна из фонетических версий произнесения КОШевник, КОЩевник или КУЧерник. Основой тут является понятие КОШ/КОЩ/КУЧ/КОЧ и даже ГОШ (огузский, туркменский вариант – буквально «класть в 1 место»).
Недаром у славян потом появилась КУЧа – «родовое поселение», а у их более поздней восточной ветви (у русских людей) – «КУЧер» (тот, кто управляет лошадьми). КОЩей – ничто иное как «принадлежащий КОЩУ/КОЧу» («пленник ставки», «пленник стана», «пленник стойбища»). КУЧеру с языка некоторых тюркских народов – миграция с помощью конных обозов (переезд КУЧи). Ну а что такое КОШ для казака вам вообще объяснять не надо. От этой же лексической «базы» и слово КОШара, и выражение КОШевой атаман, и украинская фамилия КОШевой… Вы удивитесь, но из той же лексемы изводится и русская КАШа – т.е. «помесь всего, что есть».
2. Вот вы теперь спросите: «Ну как же можно ставить в один ряд славянские и тюркские слова?». Еще как можно! Славяне и тюрки родились как нации лишь в 6 веке. А чью землю занимала восточная часть славян и западная ветвь тюрок? Правильно! Территорию расселения тех, кого историки договорились называть протоболгарами. Я именую эти племена «гунно-сарматами», намекая на два предковых, еще более древних этнических объединения.
Вот почему протоболгары обладали сразу и ираноязычными терминами (через сарматов), и понятиями из древних языков алтайской группы (через гуннов). И славяне, и тюрки в процессе создания своих языков активно заимствовали многие идиомы из протоболгарского, единственным наследником которого является речь чувашей (правда, по вполне понятной причине изрядно «подпорченная» тюркизмами, русизмами, а также лексемами из финно-угорского мира). И, кстати, по моему мнению (никому его не навязываю!) самым главным языком Хазарии изначально был именно протобулгарский.
3. Вопрос в том, куда делось многонациональное (протоболгарско-аланско-славяно-тюркско-еврейско-арсанское) население Хазарии после того, как такая же многонациональная коалиция во главе с известным вам Рюриковичем разбила хазарское войско во 2-й половине 960-ых? А никуда оно не делось! Разбили только войско.
Мирные жители остались там же, где и были. Причем, протоболгарский элемент в те времена был связан не только с Поволжьем, Балканами и частью Кавказа, но и со всем междуречьем Дона и Днепра. У части историков есть мнение, что населенные пункты, имеющие в себе суффиксы ЭВ, ОБ и АБ, были основаны именно тем населением, о котором я веду речь.
4. Обратите внимание, что в тюркских языках это не суффиксы а старое слово «поселение». И корень этот более древний, чем все тюркские языки! КиЭВ, КанЭВ, ХарькЭВ. И с чего ученые взяли, что Полтава имеет этимологию «По Лтаве»? Здесь ведь проживало булгарское племя Балтавар! Скорее всего, селение до русского города когда-то произносилось как Балтава.
Возможно, нападение хазар на Киев объясняется лишь тем, что первые хотели вернуть свою же крепость, «отжатую» у них славянами-полянами, возглавленными Аскольдом и Диром (наместниками варягов то ли Рюрика, то ли ещё более древней команды пришельцев-«руссов»).В самых глубинных археологических слоях Киева найдены артефакты, связанные с символикой правящих слоев Хазарии.
Подумайте сами: зачем было «полянской Руси» ставить столицу на неспокойной восточной окраине? Это была, наоборот, хазарская крепость, поставленная для того, чтобы оградить Эль Хазар от посягательств восточных славян, возглавленных русью (Аскольдом и Диром) и всяких диких тюрок, сотрудничавших с ними (позже это были «банджана-печенеги-пацинаки»).
5. Но вот протоболгарская в своей основе Хазария повержена (причем, при участии своих же родичей – Волжской Булгарии). А куда делась «украинская» часть этнического массива?
6. Никуда не делась. Продолжила жить так, как жила – кошами (станами-станицами). Это и были черкасы, которых не стоит мешать в одну кучу с черкесами только из-за того, что и те, и другие были в переводе «военными людьми». Казаки, ставшие служить Москве, видимо, из политических соображений стали забывать, что сами себя звали «козаре». А «черкасы», повторюсь – термин, придуманный намного позже тюркскими пришельцами.
7. Раньше козаре могли себе позволить постоянные города. А с тех пор как их начали «шпынять» то Рюриковско-славянская конфедерация, то разбойники-огузы («печенеги»), то проходящие на запад угры, такой возможности они лишились. И стали в таких условиях (еще до прихода Орды, заметьте!) полностью военизированным мобильным населением.
«Киевское письмо» – обращение, записанное коренной киевской знатью: иудеями. Но я верю, что простой хазарский люд сохранял синкретическое язычество, поклоняясь одновременно Небу (Тэнгри), Куару (громовнику Кауру) и Солнцу (Сивасу или Сувасу). Севрюки, черкасы и чуваши – последние, кому удавалось сохранять культуру нации, существовавшей даже до образования Эль Хазара (и называлась она именно СУВАРОМ). Балканские же болгары в итоге славянизировались. Поволжские, кавказские отюречились.
8. Лишь к западу от Днепра с 6 в. обитали славяне, влахи, понтийские греки, яссы (последние от аланов). Днепр до кыпчаков рубеж меж западными и восточными предками русских.
9. Кыпчаки эту границу буквально стерли, да еще начали отюречивать левобережье сей реки.
10. Будущие «черкасы» ушли на правобережье, начиная зимой расселяться в городах Руси, где они стали православными. Но места кошей-станов продолжали служить им в качестве летних (промысловых) заимок. Когда литвино-ляхское панство начало превращать православное население в зависимых крестьян, ЭТА часть, вооружившись, сразу ушла по отцовским заимкам, получив у бывших ордынцев прозвище «чери касы» («чири киши»). Но также ордынцы и турки именовали вовсе иное по крови население Западного Кавказа.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: